Главные вкладки
2023
За сюрпризом в библиотеку
В этот апрельский субботний вечер в зале фонотеки «Никитинки» мест для всех желающих не хватило. Это была третья по счету встреча сотрудников музыкально-нотного отдела со слушателями в рамках просветительского проекта отдела под названием «Серебряный век русской культуры». Подготовкой проекта занималась сотрудник отдела и актриса Наталья Аралова. Она же выступала и в качестве исполнителя.
К этому дню я уже успела побывать на выступлении Н. Араловой, посвященном петербургскому кафе-кабаре начала прошлого века «Бродячая собака». В тот раз афиша на библиотечном сайте приглашала желающих на гурман-вечер. Можно было только строить догадки по поводу формата выступления. Но, как говорится, действительность превзошла все ожидания: те, кто отозвался на приглашение в тот день, оказались в атмосфере театра. Это был настоящий театр одного актера - и это был замечательный сюрприз!
И конечно, нельзя было пропустить новую встречу в библиотеке, назначенную на 22 апреля. Афиша гласила, что она будет посвящена творчеству Александра Вертинского.
И опять было театральное погружение… И звучала поэзия Серебряного века … И рождалось особое ощущение того «мятежного» времени, порождением которого и стал рафинированный и трагический артистический образ Вертинского - Пьеро.
Но голос самого Вертинского прозвучал для собравшихся всего единожды – в самом начале. Этот голос с характерным грассированием, который нельзя спутать ни с каким другим, конечно же, задал всему выступлению нужную тональность и подарил иллюзию мимолетного присутствия артиста. А дальше…
Дальше был еще один сюрприз от создателей проекта. Собственно, о нем можно было бы догадаться с самого начала – перед слушателями, как на сцене, за синтезатором находилась девушка, представленная как Елизавета Пригородова.
Но неужели она будет петь Вертинского? Разве Пьеро поет? Тут можно говорить лишь про интонации певучего речитатива. И все же, судя по абсолютной тишине в зале и по дружным аплодисментам зрителей после каждой песни, сюрприз удался. Елизавета исполнила самые известные и менее известные песни Вертинского – «Лиловый негр», «У высокого берега», «Попугай Флобер», «Пес Дуглас», «Баллада о короле», «К мысу радости», «Танго Магнолия», «Китай» и другие.
Конечно же, известные песни звучали в тот вечер на иной лад. В том числе, они отличались от оригинала и аранжировкой, принадлежащей исполнительнице, и тембром синтезатора вместо аккомпанемента фортепиано… Но были в этом исполнении и настоящий артистизм, и творческое прочтение, и подкупающая искренность.
И еще: тексты песен, то есть стихи самого Вертинского или некоторых его современников-поэтов, были тем духовным субстратом, под названием «декаданс», из которого в свое время каждый раз на сцене рождался его артистический образ. И хорошо, что в дополнение ко всему в этот день зрители получили возможность услышать незамутненно каждое их слово.
Мы познакомились с Елизаветой. Она рассказала, что не является ни профессиональным музыкантом, ни сотрудником библиотеки - ее настоящая деятельность связана с литературным редактированием и творчеством в интернете.
- Но я очень люблю музыку, - сказала Елизавета, - И уже несколько лет сотрудничаю с библиотекой, как исполнитель. Очень люблю творчество Александра Вертинского. А обязана своей любовью Борису Гребенщикову, вернее, его исполнению песен великого артиста.
Вот такие сюрпризы в библиотеке! А еще - там многое-множество всякой литературы – и не только о Серебряном веке, как рассказала в конце встречи Н. Аралова.
Ну, а очередной сюрприз ожидается уже 29 апреля – там же, в фонотеке, прозвучит поэтическая композиция «Неизвестные поэтессы Серебряного века» в исполнении двух профессиональных воронежских актрис. Уверена, что будет интересно!
Текст - Алла Яровая