Главные вкладки

25 апреля
2023

В Воронеже прошёл семинар об искусстве презентации и публичных выступлений

семинар
Акселератордобровольческихкультурныхпроектов
нашаистория
волонтерыкультуры
проекты
обучение
образование

22 апреля в Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени И.С. Никитина состоялся третий семинар образовательной программы Акселератора добровольческих культурных проектов на тему «Будь заметным: искусство презентаций и публичных выступлений».

Экспертом выступил Кодинов Николай Львович, педагог с преподавательским опытом 11 лет, из них 7 преподавал актёрское мастерство и сценическую речь в воронежском Государственном Институте Искусств. Спикер, художественный руководитель театральной студии, режиссёр, тренер, победитель федерального конкурса лучших лекторов России «Лига Лекторов», автор всероссийского образовательного проекта шоу «Оратор» и всероссийской премии искусств «АртКлуб», член всероссийского общества «Знание».

В актёрском мастерстве существует три закона, позволяющих выступающему успешно представить себя:

Первый закон – внимание. На площадке оно бывает двух видов: произвольное и непроизвольное. Благодаря вниманию мы воспринимаем новое и фиксируем его в эмоциональной памяти для воссоздания на сцене необходимых чувств и отношений. Кроме того, существуют, так называемые, круги внимания. Первый круг – то, до чего можно дотянуться; второй – всё, что на площадке; третий – всё, ранее перечисленное, и зритель. По замечанию Николая Львовича, важно понимать, что куда смотрите вы – туда смотрит и зритель. Именно поэтому правильный объект внимания составляет 50% успеха вашего выступления. Объект внимания выбираем произвольно, начиная с первого круга. Стоит отметить, что удержать внимание можно только в том случае, если мы понимаем с чем работаем. Отсюда делаем вывод, что театр не абстрактное искусство, а конкретное. Спикер также добавил, что выступающий может манипулировать аудиторией, но только в том случае, если мы осознаём объект манипуляции. 

Второй закон – действие. Основная задача второго закона – отразить жизненную правду искренней и настоящей, а не зажатой и пережатой. Зачастую на сцене мы отрекаемся от правды в пользу нарочитого исполнения для того, чтобы зрителю объяснить, про что мы играем. Однако нужно затрачивать ровно столько сил, сколько необходимо для выполнения поставленной задачи. В этом случае работает закон действия и противодействия: чем сильнее действие, тем, соответственно, сильнее противодействие. 

Николай Львович отметил, что общение с аудиторией нарушается в двух случаях: во-первых, когда партнёр сделал объектом внимания самого себя; во-вторых, когда человек не интересуется, воспринял ли партнёр донесённую до него мысль. Для того, чтобы цель передачи информации была достигнута, существуют следующие средства:
• Мысль
• Взгляд
• Жест
• Слово
• Всё вместе

Третий закон - воображение и фантазия. Для того, чтобы зритель не понял, что вы говорите неправду, необходимо подключать воображение и фантазию. Зрителю хватает в среднем 15 секунд, чтобы распознать ложь и потерять интерес. В этом случае зритель как ребёнок, и вам главное оправдать свои действия и слова.

Участники семинара выполнили упражнение на развитие фантазии и воображения. Они представили стул и вместе со спикером ответили на несколько вопросов:
1. На что похож предмет? Можем поменять размер, свойства, материал, но форма остаётся.
2. Откуда он у вас? Предмет известной личности. Оправдайте, откуда он у вас.
3. Чей это предмет? Исходя от предмета, а не от придуманной личности.

Далее Николай Львович рассказал про особенности составления текста. При создании «цепляющего» текста важно ответить на три вопроса:
1. Что я делаю? 
2. Зачем я делаю?
3. Как я делаю?

При этом должна соблюдаться логика речи и присутствовать адаптированный под зрителя ритмический рисунок. 

Подводя итог, можно выделить следующие шаги, которые помогут оратору достигнуть успеха в выступлении:
1. Осознать актёрский аппарат
2. Проверить себя по трём законам актёрского мастерства
3. Подготовить текст
4. Развивать творческое оправдание
5. Находить ответ на вопрос «Зачем?»

В практическом блоке участники семинара:
• Произнесли на сцене с использованием полученных на семинаре техник актёрского мастерства
• Выполнили специальные упражнения для улучшения произношения слов и чёткости речи
• Выполнили различные задания в парах и группах, которые помогли им научиться взаимодействовать со своими партнёрами на сцене
• Научились работать с пространством на сцене, использовать его для создания нужной атмосферы и передачи эмоций

В конце мероприятия спикер ответил на вопросы участников.

Текст – Анастасия Пальмова
Фото – Эдуард Юзбашян