Главные вкладки

27 сентября
2020

Воронежцам показали непридуманную историю о современном рабстве

платоновский фестиваль спектакль театр золотая маска

Татарский драматический театр из Альметьевска привез на Платоновский фестиваль спектакль «Магазин», выдвинутый в пяти номинациях на главную театральную премию России «Золотая Маска».

Пьесу о рабстве в современной Москве написал известный драматург Олжас Жанайдаров в 2014 году, на основе реальной истории. Первую постановку осуществил режиссер Эдуард Шахов в 2016 году на сцене Альметьевского театра. Спектакль идет на татарском языке с синхронным переводом, переводчиком выступила директор театра Фарида Исмагилова, именно ее голос зрители слышали в своих наушниках во время показа.

Невероятный по силе воздействия спектакль основан на реальных событиях. Две главные героини – хозяйка магазина и ее работница, а по сути рабыня – приехали в Москву из Средней Азии за лучшей жизнью. На сцене всего два персонажа: мучитель (актриса Мадина Гайнуллина) и ее жертва (актриса Диляра Ибатуллина). Они попеременно рассказывают одну историю и свое отношение к происходящим событиям. Героини не общаются между собой, и все их взаимодействие решено пластически. По словам режиссера, именно условная природа хореографии помогла уйти от бытового повествования и перейти на уровень метафор.

Сюжет истории, как ни страшно это признавать, не шокирует, потому что не так уже редко встречается в наше «благополучное» время: молодая женщина, гастарбайтер из Казахстана, приезжает в большой город на заработки и устраивается работать продавщицей в магазин землячки, которая вначале была приветлива, обещала хорошие деньги и достойную жизнь. Но на деле все оказалось совсем не так: документы и ценности сразу отобрали, голову остригли, надели платок, денег не платят, из магазина не выпускают, за любое непослушание жестоко бьют и насилуют. Бежать бесполезно – полиция куплена. Многие девушки не выдерживает и погибают. А точнее, погибают все – это лишь вопрос времени.

Тем, кто не знаком с укладом жизни мусульманской глубинки, может быть сложно понять психологию этих женщин. Почему жена младшего сына всю жизнь должна прислуживать жене старшего, почему слушать музыку – грех, а избивать жену – не грех?

Каждая героиня рассказывает свою правду, обращаясь к зрителям, как к судьям. В спектакле есть моменты, когда можно пожалеть и саму хозяйку магазина – ее тоже били, унижали и оскорбляли. Может быть, она, действительно, хотела жить и работать честно, но была сломлена и искалечена ее душа. Подменив человечность сначала «истинной верой», а затем и вовсе пустотой, она, кажется, уже не осознает в полной мере чудовищность своих поступков. Ей уже не жаль погибших женщин, она готова продавать детей на органы, убивать и калечить ради выгоды.

В конце спектакля актрисы обнимаются и просят друг и друга прощения. Этот жизненно необходимый им завершающий жест родился спонтанно во время репетиций, чтобы снизить тот градус взаимной ненависти, которого добивался режиссер. «Магазин» – предельно энергетически затратный спектакль, как физически, так и эмоционально. Перед выходом на сцену актрисы обязательно разминаются вместе с хореографом Алиной Мустаевой и проводят какое-то время в одиночестве, чтобы настроиться и внутренне подготовиться. После спектакля тоже требуется время, чтобы выйти из образа. Заслуженная артистка республики Татарстан Мадина Гайнуллина признается, что для этой роли ей приходилось ломать себя и она несколько раз даже срывала репетиции.

По словам создателей спектакля, этот магазин существует до сих пор. Знает ли его хозяйка о существовании пьесы? Вряд ли, такие люди не ходят в театр. Это совсем другой мир. Мир, в котором они заперты за невидимой, но непробиваемой стеной.

Текст – Елена Цапович, фото – Андрей Парфенов