Главные вкладки

23 октября
2024

Пушкин в кедах или все, что нужно знать о подростках

Всегда удивляешься тому, откуда писатель, драматург, сценарист берет идеи для своих произведений, становящихся не просто актуальными, а сразу классикой.

23 октября 2024 года состоялся премьерный показ спектакля «Пушкин в кедах» в Новом театре города Воронежа, который является частью проекта «Опять тоска, опять любовь», реализованного с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Сама пьеса родилась из «мозгового штурма» драматургической лаборатории, где команда Нового театра вместе с подростками размышляли на основные темы романа «Евгений Онегин». При симбиозе документальных текстов подростков и романа Пушкина, который они в этом возрасте изучают в школе,  поднимаются вопросы нравственного долга, дружбы, образования и воспитания, подлинности чувств и неискренности и, конечно, первой любви.

Спектакль создан в сочетании драматического действа, хореографии, авторской музыки.

Но кто же сам автор этой пьесы?

Екатерина Тимофеева – финалист престижных драматургических конкурсов, таких как «Любимовка», «Ремарка», «Евразия», «Баденвайлер», «Действующие лица», «Исходное событие», победительницей множества театральных лабораторий и резиденций.

Во время пресс-подхода задавались довольно ожидаемые вопросы, но от этого еще сильнее ощущались и интерес актеров к своим ролям, и современность поднимаемых вопросов в пьесе, и любовь к великому поэту, чей юбилей мы отметили в этом году.

Почему «Евгений Онегин»?

Екатерина Тимофеева объяснила, что в первую очередь причина выбора этого романа, конечно же, его программное изучение. Но при этом именно этот роман близок подросткам: они спорят о характерах героев, об их взаимоотношениях и очень часто среди них тоже есть и Татьяны, и Ленские, и Онегины.

- Евгений Онегин – это такой фундамент, такой кладезь для школьников. И может быть выбор и очевиден, но именно поэтому было особенно интересно искать в этом тексте новое. 

И подростки, с которыми я говорила, они со своей милосердной точки зрения говорили мне какие-то вещи, о которых я никогда не думала, Они осуждали Татьяну, они и Онегина иногда осуждали, спорили и они многое говорили как эксперты об отношениях,

Было очень интересно, когда они говорили про «Евгения Онегина», пропустив его через себя, через свои личные истории. Проводя сознательный анализ не только романа, но и своего опыта – рассказывала Екатерина Тимофеева о том, как зарождалась идея постановки. – Наша задача была в том, чтобы раскрыть их с помощью классического произведения. Перевернуть классический роман, разобрать его на кусочки и услышать от подростков  о чем они думают, как они рефлексируют и дают пищу для размышления нам, взрослым»

Почему Пушкин в кедах?

Автору хотелось. чтобы название отражало подростковую тему. Именно поэтому кеды – это воплощение молодлсти, воплощение философии подростков. Ведь «Пушкин в кедах» - это не биография Пушкина, это фантазия на тему, каким подростком был Пушкин.

Когда актеры говорили о своих персонажах, то надо было видеть какой добротой и любовью светились их глаза! С каким пониманием и состраданием к проблематике сюжета они раскрывали образы!

Во время спектакля невозможно не восхищаться диалогами, поворотами сюжета, но самое главное – СЛОВОМ.

Такое трепетное отношение к классике не часто встречается, но и Екатерине Тимофеевой, и Виктории Шаламовой, и замечательному актерскому составу удалось практически невозможное – соединить знаменитый роман XIX века и XXI  век. Показать через юмор горькую реальность многих семей, где за вроде бы заботой родителей прячется нежелание быть рядом с детьми, не видеть их проблем и не желать использовать свое  драгоценное время для того, чтобы дети не ощущали одиночества и безысходности.

Этот спектакль уникален тем, что он не просто актуален, современен, но и тем, что в нем проявляется возможность пересмотреть свои отношения каждому: подростку, родителю, да и просто человеку любого возраста.  Этот спектакль для всех. И может быть, когда-нибудь он тоже станет классикой, а пьеса будет изучаться в школьной программе.     

 

Текст  – Надежда Косякова