Главные вкладки
2024
«Плот Медузы» – жестокий урок истории
17 октября 2024 года в «Камерном театре» с большим успехом прошел музыкальный спектакль «Плот медузы». Премьера постановки состоялась 17 сентября 2020 года, в 2022 году она была удостоена премии «Золотая маска».
Спектакль создан под влиянием одноименной картины «Плот Медузы» французского художника Теодора Жерико, написанной в 1819 году. Её сюжет основан на реальном событии – кораблекрушении фрегата «Медуза», севшего на мель у берегов Сенегала 2 июля 1816 года. Из 250 человек, находящихся на корабле, 150, пытались спастись на неуправляемом плоту размером 20·7 метров, который ветер унёс в открытое море. Брошенные своим капитаном, благополучно спасшимся на шлюпке, они 13 дней боролись за жизнь, как могли. Было всё – голод, жажда, убийства, самоубийства и даже каннибализм. До спасения дожили лишь 15 человек, подобранных бригом «Аргус». Сюжет эпического полота изображает самый драматичный момент, когда люди на плоту заметили приближение корабля. Неудивительно, что эта история сразу стала резонансной. По её мотивам были написаны книги, сняты фильмы. А хореограф Павел Глухов и композитор Василий Пешков оживили её с помощью музыки и пластики.
Впрочем, эта театральная постановка напоминает нам о картине весьма отдаленно. Судя по костюмам танцоров, лишь слегка напоминающих старинные одежды, и другим деталям можно сделать вывод, что «Плот медузы» здесь скорее аллегория, и спектакль, по большому счету, отражает проблемы скорее нашего времени.
Невольно напрашивается аналогия со сравнительно недавней трагедией – кораблекрушением парома «Коста Конкордия», который также сел на мель недалеко от берега в 2012 году, и также был покинут своим капитаном.
А возможно, «Плот Медузы» является здесь символом всей европейской цивилизации, переживающей в наши дни глубокий кризис.
В пользу данной версии говорит высказывание Павла Глухова:
«Для меня «Плот Медузы» – модель общества в миниатюре. В спектакле мы делаем попытку проанализировать эту модель, работаем с разнообразными архетипами личности. Каждый человек здесь, как и в реальном социуме, занимает какую-то роль: кто-то сильный, кто-то слабый, кто-то хитрый, а кто-то простой. Как они проявляют себя? Где грань между человеком и животным? Какие свойства характера начинают проявляться перед лицом опасности? Именно эти вопросы мы исследуем в спектакле».
И это исследование получилось очень интересным. Спектакль захватывает зрителей с первой минуты, когда они видят театр теней за белым занавесом, закрепленном на обруче, и держит в постоянном напряжении до самого конца. Необычно то, что этот занавес является единственной декорацией и по ходу представления скользит по кругу, становясь то парусом, который колеблется под дуновением ветра, то задним фоном, изображающим морскую пучину. Но в целом он, вероятно, символизирует тонкую грань между мирами - реальным, где жертвы кораблекрушения отчаянно борются за жизнь, и неким параллельным миром их грез и надежд, в котором они скрываются от жестокой действительности.
В спектакле задействованы всего десять танцоров, которые по ходу представления раскрывают всю многогранность своего мастерства, переодеваясь несколько раз, демонстрируя на сцене элементы современного эстрадного танца, балета и акробатических номеров, они выражают через язык тела, всю гамму чувств - от любви до ненависти, от надежды, до отчаяния. Чему в немалой степени способствует и талантливо подобранная музыка Василия Пешкова, усиливающая драматизм представления, которое производит на зрителей очень сильное впечатление.
Вот как они сами отзываются о нем.
Две девушки-студентки выразились кратко – «Этот спектакль настолько необычный, что просто нет слов».
Алла, которая часто ходят в театр сама и привлекает в него своих друзей, была более красноречива. По её мнению – «Это нечто новое – новая классика». А еще она считает, что «актеры сделали трудную работу и работали с полной отдачей». Также ей очень понравилась хореография, благодаря которой большинство сцен понятны без слов. А те, которые не удается понять сходу, хороши тем, что будят воображение и дают большой простор для зрительской фантазии.
Зрительный зал принял спектакль очень тепло, в финальной сцене все поднялись в едином порыве и аплодировали стоя. Вероятно, каждый зритель нашел в нем ответы на волнующие его вопросы. И, прежде всего на главный: «Как не терять себя и оставаться человеком в любых, даже самых трудных жизненных ситуациях».
Текст – Майя Трубицына
Фото – Алексей Бычков