Главные вкладки

23 октября
2024

Пресс-конференция, посвященная концерту к 90-летию джазового критика, педагога, одного из ведущих отечественных исследователей джаза Юрия Верменича

23 октября 2024 года в фойе Воронежской филармонии состоялась пресс-конференция, посвященная концерту к 90-летию джазового критика, педагога, одного из ведущих отечественных исследователей джаза Юрия Верменича.

Юрий Верменич большую часть жизни провел в Воронеже, работал инженером, увлекался джазом. В 1964 году вошел в «Группу исследователей джаза». Свободное время посвящал переводу с английского книг о джазе. В 1966 году организовал городской джаз-клуб, а в 1969-1971 годах провел в Воронеже три джазовых фестиваля. С 1974-м преподавал историю джаза в Воронежском училище искусств.

Юрий Верменич опубликовал более 200 статей о джазе в местной и центральной прессе. Его книгу «Джаз. История. Стили. Мастера» называют популярной джазовой энциклопедией. Верменич вел концерты фестиваля «Джазовая провинция»

И на пресс-конференции очень много говорили о любимом детище Верменича – джаз-клубе.   

Джаз в столице Черноземья развивался в советское время весьма динамично. О том, как происходило становление клуба рассказал Шакин Геннадий Константинович – один из крупнейших отечественных джазовых фотографов в период с 1970 по 2015 годы, участник городского джаз-клуба, созданного Ю. Т. Верменичем и его близкий друг.

 В апреле 1966 года при Дворце культуры имени К. Маркса был создан городской джаз-клуб под руководством Ю.Т. Верменича.   Активисты клуба вели большую культурно-просветительную работу, гастролировали по стране, а в 1969-1971 годах организовали в Воронеже джаз-фестивали, в которых участвовали десятки коллективов и музыкантов со всего Советского Союза. В 1974 году открылось эстрадно-джазовое отделение Воронежского музыкального училища.

Было в те годы у воронежских музыкантов и такое выражение: «Пойдем в кафе – джаз поиграем!». Кафе находилось в самом центре города, на проспекте Революции и называлось тогда «Россиянка» (сейчас в этом помещении «Тортьяна»). С июня 1966 года в течение пяти лет, по пятницам и не только, здесь играли джаз. За это время гастролеров здесь перебывало немало, назовем некоторых – ленинградский диксиленд, оркестр Эдди Рознера, Юрий Саульский со своим «ВИА-66», Алексей Козлов, Валентина Пономарева и многие другие.

Не было книг, не было нот. Всю информацию приходилось находить самим, собирать ее по крохам, писать нотные партии с магнитофонных записей или редких пластинок. Но от этого только сильнее развивались интерес и любовь к джазу. Ведь музыкальные группы были неофициальными. Так сказать «обычная самодеятельность».

Крылов Вадим Борисович – крупный воронежский джазовый филофонист, близкий друг покойного Ю. Т. Верменича – рассказал о том, какие направления джаза были популярны в клубе, что именно Верменич открыл для воронежцев американский джаз.

Вадим Борисович поведал о странной истории, произошедшей с клубом.

В начале 70-х годов ХХ века работа джаз-клуба была спешно завершена «сверху». Организаторов клуба лишь поставили перед фактом. Но по необъяснимым причинам в 1975 году на эстрадном отделении воронежского музучилища появился курс лекций по истории и стилистике джаза. Преподавание завершилось в 2000-м году, во времена уже относительной свободы. Но ответ на вопрос «Почему?» остается загадкой.

Кремер Александр Ильич – участник второго городского Воронежского джаз-клуба, историк воронежского джаза, создатель интернет-сайта «Джазовая библиотека имени Юрия Верменича» - очень подробно рассказал о жизни Юрия Верменича и о том, как пришла идея создать джазовую библиотеку. Благодаря Верменичу несколько поколений музыкантов выучились по его собственным книгам о джазе и огромному количеству переводов на русский язык иностранных изданий о музыке.

 

Текст и фото  - Надежда Косякова