Главные вкладки

13 мая
2023

Образовательный семинар Акселератора о грамотном составлении бюджета проекта

Акселератордобровольческихкультурныхпроектов
семинар
бюджет
социальныйпроект
культура
волонтерыкультуры
нашаистория
3 мая 2023 года в конференц-зале Дома Молодёжи состоялся четвёртый семинар образовательной программы Акселератора добровольческих культурных проектов на тему «Бюджет проекта: план и реальность. Интеллектуальный квест».
 
Экспертом выступила Сторожик Елена Владимировна, руководитель центра бухгалтерского сопровождения социальных проектов «ПроАктив», профессиональный бухгалтер социальных проектов с 2012 г., член школы региональных экспертов, победитель акселератора «Капитаны» в Воронежской области в 2022г.
 
Елена Владимировна дала полезные рекомендации по составлению бюджета проекта. Во-первых, важно учитывать взаимоувязку сметы и мероприятия проекта: смета проекта должна отражать финансирование проекта. Во-вторых, все расходы проекта должны соответствовать реальным рыночным ценам. Для этого нужно провести анализ рыночных цен по всем статьям сметы. В-третьих, расходы по всем статьям бюджета должны быть согласованы с поставщиками и исполнителями. В таком случае до подачи заявки необходимо согласовать цены с поставщиками, оплату труда с сотрудниками и исполнителями работ.
 
Бюджет проекта включает в себя следующие основные разделы:
 
1. Оплата труда (включая страховые взносы) 
 
Здесь необходимо обратить внимание на то, что мы заключаем с исполнителем трудовой или гражданско-правовой договор, и важно понимать разницу между ними. Существует два варианта работы со страховыми взносами: общий тариф страховых взносов, который могут применять все некоммерческие организации, и льготный тариф, который могут применять две группы некоммерческих организаций. Это, с одной стороны, благотворительные организации, состоящие на упрощённой системе налогообложения и, с другой стороны, некоммерческие организации, находящиеся на упрощённой системе налогообложения и работающие в определённых сферах: социального обслуживания, спорта, здравоохранения, культуры, научных исследований и разработок. 
 
2. Командировочные расходы
 
Здесь экспертом были рассмотрены вопросы лимитов суточных, что можно компенсировать в командировке, а также основания для оформления командировок.
 
3. Офисные расходы
 
Елена Владимировна подробно осветила вопрос состава расходов, включающий в себя аренду, коммунальные платежи, почтовые расходы и расходные материалы. Первичные документы по аренде, согласно законодательству, могут не предоставляться арендодателям.
 
4. Приобретение и аренда специального оборудования
 
При вводе в эксплуатацию основных средств необходимо передать их материально ответственному лицу и заключить с ним договор о материальной ответственности. Затем следует сделать приказ о том, что данное оборудование закрепляется за данным материально ответственным лицом, и составить акт приёма-передачи оборудования. Важно обращать на ответственность сторон при подписании договора аренды и купли-продажи.
 
5. Оплата юридических, информационных, консультационных услуг и иные аналогичные расходы
 
В рамках этого раздела были затронуты вопросы уточнения статуса поставщика услуг и детализации предмета договора.
 
6. Разработка и поддержка сайтов, информационных систем
 
Спикер обратила внимание на целевой характер использования и детализацию предмета договора, а также рассказала про личный опыт написания технического задания.
 
7. Расходы на проведение мероприятия
 
Елена Владимировна отметила, что эксперт, читая составленный бюджет проекта, должен понимать, с какими мероприятиями проекта он соотносится и каков календарный план проекта. Именно поэтому при составлении бюджета проекта необходимо давать прямые ссылки на календарный план проекта. Кроме того, важно отдавать приоритет тем поставщикам, которые согласны работать по постоплате.
 
8. Издательские, полиграфические расходы
 
Здесь эксперт акцентировала внимание на том, что ко всем документам, связанным с издательскими и полиграфическими расходами, необходимо прилагать макеты, фотографии продукции.
 
9. Прочие расходы
 
Прочие расходы – это, например, публикации в СМИ, системы бухгалтерских отчётов, банковские расчёты и др.
 
Экспертом была подробно рассмотрена тема софинансирования. Основные вопросы, вызывающие сложность у руководителей проектов, состоят в оценке труда волонтёров, оценке использования собственных основных средств и материалов, а также подтверждающие документы. Елена Владимировна рекомендовала использовать калькулятор расчёта стоимости труда волонтёров, показывающий среднюю стоимость часа труда волонтёров в зависимости от их специальности. Расчёт стоимости собственных основных средств и материалов можно произвести двумя способами: либо через анализ рыночных цен, либо через расчёт амортизации, или износа.
 
В рамках семинара участники узнали о том, как правильно составлять бюджет проекта, об особенностях отчётности по проектам, балансе между минимизацией рисков и обоснованностью бюджета.
 
Участники научились бюджетированию, оценке софинансирования в рамках социального проектирования, получили знания по основам составления отчётности по проектам.
 
В ходе семинара были предусмотрены практические групповые задания по подготовке, оценке и защите бюджетов команд.
 
Проект реализуется в рамках конкурса грантов АНО «Образ Будущего». Конкурс проводится по инициативе вице-спикера Госдумы Алексея Гордеева и при непосредственной поддержке Губернатора Воронежской области Александра Гусева.
 
Текст – Анастасия Пальмова
Фото – Эдуард Юзбашян