Главные вкладки

10 ноября
2021

Критика как способ коммуникации

Табачников
семинар
критика
театр
рецензия
культура
воронеж
искусство

Сила тайная, магия властная,
Звёздный зов с берегов, облаков, - 
Не бывает напрасным прекрасное! –
Ныне, присно, во веки веков…

Юнна Петровна Мориц, российская поэтесса, переводчица и сценарист

9 ноября 2021 года на платформе Webinar состоялся заключительный в рамках Школы культурного волонтёрства семинар, темой которого являлся вопрос о критике как способе коммуникации. Экспертом лектория был Табачников Бронислав Яковлевич, Председатель комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты Воронежской области, Председатель Общественного Совета при департаменте культуры Воронежской области, кандидат исторических наук, профессор, заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Воронежской области.

Доминантой дискуссии стало обсуждение проблем в сфере культурного развития региона. Кроме того, модератор мероприятия Артём Кобляков, Президент Воронежской региональной культурно-просветительской общественной организации «Наша история», задал эксперту вопросы, касавшиеся театральной критики. 

В начале вебинара Бронислав Яковлевич отметил, что на сегодняшний день перед различными сетевыми изданиями стоит задача создания единого культурного пространства. Так, по его замечанию, за последние десять лет в муниципальных районах области появилось много новых Домов Культуры, однако большая часть жителей города не имеют представления, каковы направления деятельности этих организаций, чем занимается их штат. Аналогичная ситуация обстоит и с людьми, не живущими в Воронеже: например, они мало знают про жизнь Академического Театра драмы им. А.В. Кольцова, Камерного театра, Симфонического оркестра и др. В связи с этим, по словам Бронислава Яковлевича, необходимо хотя бы на какой-то процент увеличить число интересующихся культурой, так как к её великому мировому и русскому наследию приобщены единицы.

Дальнейшее обсуждение проблемы было выстроено в формате «вопрос-ответ», и в ходе дискуссии модератор семинара спросил эксперта о культуре, коммуникации и критике как явлении.

А: Бронислав Яковлевич, как Вы считаете, зачем нужна критика, какую пользу она несёт, и как найти грань, отделяющую конструктивную критику от субъективной?

Б.Я: Стоит отметить, что критика является одним из способов глубинного осмысления мира: разбирая тот или иной феномен, человек его постигает.  Поскольку познание людей ограничено различными факторами, в игру вступает другой субъект критики, обогащающий разговор своим взглядом на жизнь. Таким образом, критика является универсальным способом коммуникации, так как даёт возможность понять какое-то явление во всей его многогранности, и в этом заключается её главная сила. 
Я не разделяю позицию Сократа о том, что спор способен породить истину. Мне важно, чтобы люди прежде всего понимали друг друга, анализировали аргументацию собеседника, умели слышать не только себя, но и окружающий мир. Этот ценный навык помогает нам разобраться в сложных вещах. Именно так я трактую понятие критики как способа коммуникации.

А: Критика бывает разных видов, но мы уделим внимание театральной. В чём, по-Вашему, состоит её отличие от бытовой? Какими качествами должен обладать театральный критик? 

Б.Я: Театральному критику необходимо быть в высшей степени эрудированным специалистом, он обязан хорошо знать мировую литературу, драматургию. Кроме того, в любой рецензии должна прослеживаться любовь критика к театру. Сценическое искусство представляет из себя синтез четырёх составляющих: драматургии, режиссуры, актёрской игры, сценографии, и человеку, желающему дать грамотный отклик на представление, недостаточно просто указать на недостатки спектакля. Немаловажно и умение критика чувствовать пьесу сердцем, его способность понимать, в чём заключается её тайный смысл. 

А: Начиная с 1968 года, на базе Воронежского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей РФ» существует секция театральной критики, расположенная в Доме актёра. Чем в настоящее время занимается эта организация? Обучают ли где-нибудь ещё подобному направлению деятельности? Может ли стать членом секции молодой человек и что для этого нужно?

Б.Я: Стоит отметить, что традиции воронежской критики великолепны. В частности, у нас работал мастер критического цеха Зиновий Яковлевич Анчиполовский, который написал десять сильных книг, и одна из них посвящена 200-летию Театра драмы им. А.В. Кольцова. Более того, не было ни одного спектакля, на который он или его супруга Алла Борисовна Ботникова, или Лев Ефремович Кройчик, или Ваш покорный слуга не написали бы рецензию. Что касается сегодняшнего бытования секции критиков, на мой взгляд, об этом лучше спросить её действующего Председателя Надежду Александровну Роготовскую, театроведа и критика. Говоря о себе, я бы отослал всех желающих познакомиться с этим делом поближе к своей книге «Не подводя итоги» - в ней собрана большая часть моих рецензий, начиная с 1968 года, и они способны сформировать в сознании читателя представление о театральной жизни Воронежа за последние полвека. 

А: Где сейчас человеку, считающему себя театральным критиком, можно опубликовать театральную рецензию, и как оплачивается данная работа?

Б.Я: Как правило, сразу после выхода спектакля газеты «Коммуна», «Молодой коммунар» требовали от меня или от Зиновия Яковлевича, или от Аллы Борисовны, или от Льва Ефремовича, а также от других критиков рецензии. Мы обязательно давали отклики на представления, но сейчас такой практики уже не существует. В связи с этим трудно предположить, что театральный критик способен прожить собственным трудом и талантом. 

А: Какие театральные спектакли, к критике которых Вы имели отношение, Вам больше всего запомнились и чем? 

Б.Я: Из театральных спектаклей мне наиболее запомнились «Трубадур» и опера П.И. Чайковского «Мазепа», сыгранные выдающимся маэстро Ярославом Антоновичем Вощаком, который с 1968 по 1980 гг. работал главным дирижёром в воронежском театре Оперы и Балета. Эти пьесы невероятно сильны с точки зрения режиссуры, потому что их ставил Семён Александрович Штейн. Потрясающим является и другой спектакль Штейна «Конёк Горбунок», проходивший в своё время в ТЮЗе. Если говорить о Театре Драмы им. А.В. Кольцова, где четырнадцать лет работал Глеб Борисович Дроздов, то у него тоже было много ярких представлений - в частности, «Трамвай желаний». В настоящее время в театре работает выдающийся режиссёр Михаил Владимирович Бычков. Его первые спектакли «Каштанка», «Палата №6», «Скрипка Ротшильда», равно как и постановки последний лет, прекрасны.  

А: Бронислав Яковлевич, нужно ли критику в рецензии указывать свои предложения по изменению спектакля?

Б.Я: Необязательно. Он может просто высказать личное мнение на тот или иной счёт. Например, в 1972 году я таким образом в одночасье стал знаменитым. Я шёл по улице, и во мне узнали автора рецензии под названием ʺОт чего грустна «Весёлая вдова»ʺ? Там я высказал несколько соображений, на которые публика впоследствии обратила внимание. 

А: Нам кажется, что возможный путь развития театральной критики состоит в дальнейшей профессионализации авторов новых медиа. За чем будущее, на Ваш взгляд?

Б.Я: Будущее - за разумным взглядом на мир, который чем-то аргументирован. К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем много высказываний, которые ни на чём не основываются. Источником информации для любого критика является спектакль. Например, тот или иной актёр играл великолепно, потому что он хорошо понял страдания Гамлета, душевные метания Раскольникова или тяжёлую участь Германа из «Пиковой дамы».

А: Какой Ваш самый любимый композитор, какую классическую музыку Вы бы посоветовали чаще всего слушать молодёжи и почему? Почему вообще стоит посещать Воронежскую филармонию?

Б.Я: Посещать филармонию нужно для того, чтобы прочувствовать живую душу симфоний П.И. Чайковского, увидеть невероятный блеск Моцартовского гения и глубину Бетховенских постижений. В опере для меня существует одно бесспорное имя – Джузеппе Верди. 

В конце вебинара участники имели возможность задать Брониславу Яковлевичу вопросы, связанные с культурой. Приведём некоторые из них.

Отнесли бы ли вы спорт в Воронеже к категории культурных явлений?

Б.Я: Безусловно, да, потому что физическая культура является частью общей культуры человека.

Как волонтёру можно применить на практике критику как способ коммуникации? 

Б.Я: Волонтёру следует создать вокруг себя клуб любителей театра, музыки, спорта и т.д. и работать с ребятами, что-то им объясняя, дискутируя с ними, сподвигая их на чтение каких-либо интересных книг по культуре. 

 

Текст - Анастасия Пальмова