Главные вкладки

25 мая
2022

О деятельности Петра I в Воронеже узнали слушатели Школы исторической грамотности

лекторий
Школаисторическойграмотности
воронеж
корабли
флот
Азовскийпоход
Петр I
кораблестроение
ГотоПредестинация

Слушатели узнали о строительстве флота в Воронеже. В качестве эксперта выступил Глазьев Владимир Николаевич - доктор исторических наук, декан исторического факультета ВГУ.

Трудно найти в нашей стране того, кто бы не слышал о том, что Воронеж – колыбель русского флота. Важную роль в этом сыграл великий император династии Романовых Петр I. Именно он стал одним из тех людей, кто начал строить флот России на территории данного города. Но почему именно Воронеж? Что подвигло Петра Великого проделать сотни километров к югу для осуществления морского ремесла?

Северное Причерноморье в то время считалось территорией крымских татар и турок. У Азовского моря, где впадал Дон находилась турецкая крепость Азов, которая и закрывала выход в море. Император еще задолго до начала строительства ремесла планировал завоевать те места. Но ему долгое время не удавалось одержать победу над турками, которые держали оборону у города. Одной из причин этому было отсутствие флота у русской армии. Силы в тот момент были неравными.  

Именно в этот момент Петр I принимает важное решение: нужно строить флот, чтобы в следующий раз победа осталась за ним. Качество играло немаловажную роль при таком серьезном деле, и император стал думать над местом, где можно заняться кораблестроением. Ему нужна была хорошая рабочая сила, которая разбиралась в строительстве различных судов. В Воронеже в то время как раз жили ремесленники, работающие именно в сфере строительства флота, что и нужно было Петру в то время. Кроме того, важным фактором еще послужило и наличие лесов вокруг города. Корабли в восемнадцатом веке строились из дерева, а для создания хорошего военного флота требовалось сотни тысяч единиц стволов. Именно в Воронеже можно было найти такое количество деревьев.

В строительстве кораблей принимало участие около трех тысяч человек. Трудились как и обычные местные работники, так и корабельные мастера, которых приглашали работать из других городов. Сам Петр Первый принимал участие в постройке кораблей и занимался их оснащением.

Таким образом, через пару месяцев стали появляться первые корабли. Ими являлись парусные галеры, имеющие несколько пушек и вмещающие экипаж до двухсот пятидесяти человек: «Святой Марк», «Святой Матвей» и «Принципиум». А после этого появляется и «Апостол Петр» на борту которого находились 36 пушек. Так, во втором петровском походе принимали участие два военных корабля – галеаса, два десятка галер, 4 бандера, более пяти сотен струг, 130 плотов и около четырех десятков мореходных лодок.

Уже второй поход на Азов обвенчался успехом: 19 июля крепость сдается и так Россия прорубила «окно» на юг. Но выход к морю открыть не удалось: армия Петра была недостаточно сильной, что сказалось на результате. Петр I отправляется учиться корабельному делу заграницу, а тем временем в Воронеж начинают приглашать немецких мастеров.

В 1700 году случается торжественный спуск на воду «Гото Предестинации» - 58-пушечного парусного линейного корабля. Это произвело большое впечатление на иностранных дипломатов. Также он стал первым судном 4 ранга по британской системе 1706 года. Известно, что чертежи корабля принадлежали Петру I. Всего в Воронеже построили 118 кораблей с 1696 по 1722 годы.

Текст: Анастасия Набокова.