Главные вкладки

19 июня
2023

Музеи сегодня: перспективы, барьеры, возможности

музеи
музейкрамского
воронеж
школакультурноговолонтерства
волонтерыкультуры
обучение
образование
добровольцы
нашаистория

17 июня 2023 года в лекционном зале ГБУК ВО «Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского» состоялся семинар Школы культурного волонтерства «Музеи сегодня: перспективы, барьеры, возможности». Экспертом по данной теме выступила Марина Мария Васильевна – Директор Музея инженерного дела ВГТУ и Главный хранитель Воронежского областного художественного музея имени И.Н. Крамского. 

Как должен выглядеть современный музей, чтобы стать привлекательным для посетителей? Каждый житель Воронежской области является посетителем музеев и он хочет видеть новые, интересные экспозиции, которые бы стали важной частью досуга. Пока, ситуация далека от совершенства и причины этого были подняты на семинаре. Для начала надо было ответить на вопрос: а что такое музей? С одной стороны — это некоммерческое учреждение, деятельность которого направлена на просвещение жителей, с другой — музей оказывает услуги и должен зарабатывать деньги. Как уравновесить эти два направления? Многие видят музей как развлекательное пространство, но, тогда ничего не останется от музея, как образовательного учреждения, хранящего объекты материальной культуры. 

Воронежская область имеет большие музейные традиции от появления в 1894 году Воронежского губернского музея до начала 1930-х годов, когда по количеству музеев ЦЧО занимала первое место в стране и существовало 34 музея в том числе: краеведческий, музей революции, сельскохозяйственный, санитарного просвещения, дом-музей И.С.Никитина и музей изобразительных искусств. С этим богатыми музейными традициями, страна вошла в 1990-е годы, когда потеряла многие музеи в образовательных учреждениях и на предприятиях, но появились частные музеи и в результате, на сегодня даже неизвестно точное количество музеев. Сфера стремительно меняется и ей приходится реагировать на вызовы времени: снижение образовательной и культурной роли музеев, размытие понятия «музей». Музей сегодня - это центр досуга? Научный центр? Или, может быть, образовательное учреждение? Помимо этих проблем, дают о себе знать и такие сложности как недофинансирование, отсутствие выстроенной системы коммуникации с органами государственной власти, сложности взаимодействия между разными музеями, конкуренция между ними и конечно же, кадровая проблема — с одной стороны, большая текучка кадров, с другой, кадры не обновляются и средний возраст музейного работника — предпенсионный и нет никакой гарантии, что с уходом пожилых сотрудников на заслуженный отдых, их место займут подготовленные молодые специалисты. Ведь на подготовку специалиста такой специфической сферы как музей, требуются годы и не каждый выпускник вуза готов ждать это время, получая невысокую зарплату, чтобы получить продвижение по службе.

Проблем много и открытое обсуждение — это первый шаг к их решению. В результате, получился обстоятельный разговор о том, как сделать музейную жизнь Воронежской области интереснее, не потеряв при этом, культурной и научной функции этого социального института. 

Текст и фото - Владислав Ходаковский