Главные вкладки

15 июня
2023

Катхак: сторителлинг языком тела

платоновский фестиваль искусств танец катхак индия

В рамках международной программы XII Платоновского фестиваля искусств в Воронеже состоялась российская премьера хореографического спектакля из Индии.

Известная танцовщица и хореограф Адити Мангалдас, считающаяся в Индии своеобразным диссидентом, представила свою постановку «Внутри», основанную на древнем танце катхак. Значение слова катхак – человек, рассказывающий историю. Первыми исполнителями этого танца были храмовые барды, языком тела иллюстрировавшие индийские мифы. С приходом на север страны династии Моголов катхак переместился во двор правителей и элиты, стал сложнее, динамичнее, обрел новую эстетику. Изначально танцорами были только мужчины. В настоящее время катхак считается единственным стилем индийского классического танца, объединяющим в себе индуистскую и исламскую культуру.

«Внутри» – спектакль в двух частях. В первом отделении («KNOTTED», завязанный) зрителей ждет современная хореография на основе катхака с музыкой в записи, вторая («UNWRAPPED», развернутый) – традиционный танец под живую музыку. Впрочем, традиционность, по задумке авторов постановки, не равно архаичность.

«Для меня традиция – это река, она постоянно в движении. Культура вбирает в себя то, что ее окружает в данный момент. Нельзя законсервировать живое искусство под стеклом, как в музее. Оно должно дышать сегодняшним воздухом, а не прошлым», – говорит Адити Мангалдас.

Адити, как и большинство участников ее труппы, начала танцевать в раннем детстве. За эти годы она в совершенстве овладела направлением катхак и видит свою миссию в том, чтобы продолжать развитие этого танца в сегодняшнем мире.

Изначально спектакль задумывался как исследование гендерных отношений, но в процессе работы, отзываясь на множество социальных вызовов, идея постановки трансформировалась в изучение человеческой природы и встречу с самим собой. Главная метафора спектакля – зеркало и закрытие лица. По словам хореографа, вдохновение она нашла в словах индийского философа и духовного лидера Джидду Кришнамурти: «Чтобы понять себя, вам придется создать некое зеркало, точно отражающее то, что вы есть такое… Только в точном понимании того, кем ты являешься, есть свобода».

Спектакль «Внутри» исследует сокровенные пространства человеческой души, где гуманность и жестокость, мужественность и женственность, добро и зло, тесно переплетаясь, хранятся в ожидании рефлексии и выражения.

Первая часть спектакля темна и тревожна, оставляя публику озадаченной перед антрактом. Во второй открывается путь к солнечному свету (работа художника по свету Фабианы Пиччоли в этом спектакле завораживает). Не причисляя себя ни к одной конфессии, Адити называет своей религией веру в человечность, которая в конечном итоге должна одержать верх. По словам артистов, участие в постановке потребовало немалой личной смелости заглянуть внутрь своей души, где можно увидеть не только положительные качества, но и негативные эмоции – жестокость, ненависть, который мы сами от себя скрываем. Но только погрузившись в пучину самых разных сложных чувств, можно найти способ трансформировать их, понять себя и дать выход своей человечности.    

Во втором отделении помимо десяти танцовщиков, на сцене находится оркестр из четырех музыкантов, играющих на традиционных для катхака инструментах: барабанах табла и пакхавадж, гармонике и струнном инструменте лютневого типа под названием саранги, звучание которого напоминает звуки человеческого голоса. Темп задают и сами танцоры – выстукивая ритм и звеня ножными браслетами с колокольчиками. Основу танца составляют различные пируэты, сопровождающиеся узнаваемыми движениями рук танцоров.

Сегодня катхак еще остается элитарным видом искусства в родной Индии, но ситуация понемногу меняется, его все больше преподают и продвигают в школах и колледжах, в деревнях. По словам Адити Мангалдас, это танец, к которому надо подходить с открытым сердцем и умом, и тогда он непременно затронет струны вашей души.

Текст – Елена Борген, фото – Андрей Парфенов.