Главные вкладки
2019
Яркие моменты Мандельштамфеста 2019
Осип Эмильевич Мандельштам прожил в Воронеже около трех лет, с 1934 по 1937. Для поэта это было сложное, но в то же время, наполненное творческим вдохновением время. Здесь рождается его знаменитый цикл стихотворений – т. н. «Воронежские тетради». В 1991 году в память о великом литераторе на фасаде дома №13 по улице Фридриха Энгельса была открыта мемориальная доска, а в 2008 г. неподалеку установили бронзовый памятник Мандельштаму работы известного скульптора Лазаря Гадаева. Раз в два года в Воронеже проходит фестиваль поэтического искусства МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ, который организует Воронежский Камерный театр. Третий по счету фестиваль состоялся 20-22 декабря 2019 года.
По словам художественного руководителя Камерного театра и создателя фестиваля Михаила Бычкова, Мандельштамфест направлен не только на исследование и осмысление творчества одного из величайших поэтов XX века, но и является поводом поразмышлять о месте поэзии в современном контексте. Поэтому в программу форума были включены и поэтические чтения современных авторов, и спектакли, и музыкальные выступления, и даже танцевальный вечер.
Тем не менее, самого Осипа Эмильевича было довольно много. Его поэзия и проза неоднократно звучали со сцены в исполнении самых разных артистов и в самых разных форматах.
9pe2aztqzrm.re95q.jpg
Начался фестиваль с открытия тематической выставки «Любимые поэты Лазаря Гадаева». В экспозиции представлены модели, подготовительные эскизы и рисунки, созданные в процессе работы над памятниками поэтам – О. Мандельштаму, А. Пушкину, М. Лермонтову, А. Блоку, М. Цветаевой, К. Хетагурову и др. Представил выставку сын скульптора, кинорежиссер-документалист и поэт Константин Гадаев: «Пластическому языку отца свойственно редчайшее, на мой взгляд, качество – сплав тончайший лирики и эпоса. Человеческое измерение никогда не уходит из его работ. Живую деталь и странность в человеке, особенно в поэте, он очень уважал и любил». И действительно, работы Лазаря Тазеевича поражают психологизмом и человечностью образов.
Главным событием первого дня фестиваля, безусловно, стал долгожданный приезд московского театра «Мастерская Петра Фоменко» со спектаклем «Египетская марка». Постановка, основанная на одноименной повести Осипа Мандельштама, была создана в рамках проекта «Пробы и ошибки» в 2013 году. Идея спектакля принадлежала самому Петру Наумовичу, режиссером стал Дмитрий Рудков. «Египетская марка» – это прозвище главного героя произведения – Парнока, намекающее на что-то лишнее, бесполезное, ни к чему не пригодное в этом исчезающем на глазах мире. События разворачиваются в Петербурге 1917 года, после Февральской революции. Невероятно поэтический, полный образов, смутных предчувствий и ощущений, даже в репертуаре такого «литературного» театра этот спектакль – особенный. И большая удача увидеть его на воронежской сцене, ведь до этого постановку не привозили ни в один другой город. Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович сравнил «Египетскую марку» с камерным выступлением ансамбля барочной музыки. Во время просмотра спектакль дарит беспрерывное эстетическое наслаждение – от языка, от какой-то физически ощущаемой интеллигентности актеров, от прекрасного вокала и воссозданного из мелочей мира навсегда ушедшей эпохи.
yd0vdchlfrm.jpg
Еще одно осмысление творчества Осипа Мандельштама представили публике артисты Камерного театра под руководством Михаила Бычкова. Читка «Четвертой прозы» оказалась на деле настоящим моноспектаклем в исполнении блестящего актера театра Василия Шумского. Помогала ему актриса Тамара Цыганова, а вернее сказать, помогала зрителям понять полный реминисценций и подробностей исторического контекста текст Мандельштама. «Четвертая проза» - хлесткое, личное, эмоциональное высказывание автора, написанное в результате так называемого «Дела об Уленшпигеле», вызвавшего литературный скандал и последующую травлю Осипа Эмильевича. Спектакль получился очень ярким, сильным и волнующим. Хочется верить, что такое важное для понимания биографии и личности поэта произведение не ограничат фестивальным показом, и оно получит дальнейшую жизнь на сцене театра.
ldc1lpiweny.jpg
По-новому увидеть фигуру Мандельштама-поэта и ближе познакомиться с Мандельштамом-человеком можно было и на бесплатных мероприятиях фестиваля. Замечательный режиссер Роман Либеров в этом году привез в Воронеж свою авторскую лекцию «Внутренняя биография Мандельштама» и фильм «Сохрани мою речь навсегда», в которых через вехи жизненного пути поэта нарисован яркий объемный портрет его личности и сама картина эпохи, где формировался, творил и боролся его гений.
Вечер хореографии «Танцуем Мандельштама» – пожалуй, самый неординарный проект поэтического фестиваля. Семь выдающихся молодых хореографов представили семь миниатюр, вдохновленные стихами Осипа Эмильевича. Владимир Варнава, Константин Матулевский, Ольга Васильева, Константин Кейхель, Павел Глухов – фамилии этих приглашенных постановщиков знают все, кто интересуется современным танцем. В проекте также приняли участие руководитель танцевальной труппы Камерного театра Ульяна Чепурина и главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета Александр Литягин. Все номера исполняются артистами танцевальной труппы Камерного театра. Яркие соло, эмоциональные дуэты, поэтические трио – разные в жанровом направлении танцевальные миниатюры объединяет «мандельштамовская» красота, сила и утонченность творческого выражения.
bojkrz_wiek.jpg
Еще один абсолютный хит фестиваля – авторский проект актрисы театра им. Станиславского Ирины Гриневой «Александрийские песни». В основу полуторачасового музыкально-поэтического представления положен одноименный цикл стихотворений незаслуженно забытого Михаила Кузмина, а также произведения великих русских поэтов разных эпох и песни мировой сцены. Все о любви. Актриса призналась, что изначально никто из продюсеров не поддержал идею этого концерта, просто не поверив в востребованность лирической поэзии у современного зрителя. Неизменно полные залы, между тем, красноречиво говорят об обратном. В программе собраны произведения, наполненные красотой, наивысшим вдохновением, объединенные поклонением близкому, но неуловимому идеалу. Выступление Ирины Гриневой в этом проекте нельзя назвать просто декламацией. Настоящее мастерство и страсть, с которой она проживала каждое стихотворение, каждую эмоцию, каждый образ, буквально переносили зрителей в далекую Александрию, город поэтов, любви и красоты, о которой мечтает каждый художник. В место, где на фоне бесконечного звездного неба в сопровождении акустического трио исполняются вечные стихи о любви.
Современная поэзия звучала на фестивале голосами самих авторов. Свои поэтические вечера провели такие известные литераторы, как Дмитрий Данилов, Михаил Айзенберг, Анатолий Белый, Константин Гадаев, а также молодые воронежские поэты Ната Косякина и Михаил Потапов, презентовавшие свою дебютную совместную книгу под названием «Стихи».
ceisyzsoooc.gqdwr_.jpg
«Стихи делаются из воздуха. А в середине 90-х прежний воздух закончился, стало не из чего делать стихи. Как и многие, я тогда не писал несколько лет. Для кого-то этот перерыв оказался слишком долгим, и к поэзии они больше не вернулись. Я вернулся, но уже по-другому», – поделился со слушателями своими историями лауреат множества поэтических премий Михаил Натанович Айзенберг.
Музыкальная программа фестиваля тоже была весьма разнообразна. Два атмосферных вечера прошли в уютном театральном кафе: концерт-беседа «Это какая улица?», построенная на стихах воронежских поэтов в исполнении Олега Пожарского и KURANDA QUARTET, а также спектакль-квартирник Башлачев-кабаре «Единственный день», посвященный творчеству поэта и рок-кумира Александра Башлачева. Завершился Мандельштамфест концертом самобытных воронежских музыкантов на малой сцене театра. Среди них оказался и самый неординарный творческий коллектив нашего города – БананаБис, работающий в феерическом жанре кабаре, и востребованный хип-хоп исполнитель и баттл-рэпер Эрнесто Заткнитесь (Дмитрий Ромащенко).
Многие гости фестиваля говорили о знакомстве с поэзией Мандельштама и той роли, которую она сыграла в их собственном творчестве. Признаюсь честно, моя первая настоящая встреча с Осипом Эмильевичем состоялось именно здесь, на фестивале Мандельштамфест. И хочется выразить благодарность Камерному театру за довольно редкую в наше время возможность на целых три дня всецело погрузиться в мир поэзии, вечного неподдельного искусства.
Текст – Елена Цапович, фото – Алексей Бычков/Воронежский камерный театр