Главные вкладки

26 декабря
2019

Яркие моменты Мандельштамфеста 2019

фестиваль поэтического искусства МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ

Осип Эмильевич Мандельштам прожил в Воронеже около трех лет, с 1934 по 1937. Для поэта это было сложное, но в то же время, наполненное творческим вдохновением время. Здесь рождается его знаменитый цикл стихотворений – т. н. «Воронежские тетради». В 1991 году в память о великом литераторе на фасаде дома №13 по улице Фридриха Энгельса была открыта мемориальная доска, а в 2008 г. неподалеку установили бронзовый памятник Мандельштаму работы известного скульптора Лазаря Гадаева. Раз в два года в Воронеже проходит фестиваль поэтического искусства МАНДЕЛЬШТАМФЕСТ, который организует Воронежский Камерный театр. Третий по счету фестиваль состоялся 20-22 декабря 2019 года.

По словам художественного руководителя Камерного театра и создателя фестиваля Михаила Бычкова, Мандельштамфест направлен не только на исследование и осмысление творчества одного из величайших поэтов XX века, но и является поводом поразмышлять о месте поэзии в современном контексте. Поэтому в программу форума были включены и поэтические чтения современных авторов, и спектакли, и музыкальные выступления, и даже танцевальный вечер.

Тем не менее, самого Осипа Эмильевича было довольно много. Его поэзия и проза неоднократно звучали со сцены в исполнении самых разных артистов и в самых разных форматах.

Начался фестиваль с открытия тематической выставки «Любимые поэты Лазаря Гадаева». В экспозиции представлены модели, подготовительные эскизы и рисунки, созданные в процессе работы над памятниками поэтам – О. Мандельштаму, А. Пушкину, М. Лермонтову, А. Блоку, М. Цветаевой, К. Хетагурову и др. Представил выставку сын скульптора, кинорежиссер-документалист и поэт Константин Гадаев: «Пластическому языку отца свойственно редчайшее, на мой взгляд, качество – сплав тончайший лирики и эпоса. Человеческое измерение никогда не уходит из его работ. Живую деталь и странность в человеке, особенно в поэте, он очень уважал и любил». И действительно, работы Лазаря Тазеевича поражают психологизмом и человечностью образов.  

Главным событием первого дня фестиваля, безусловно, стал долгожданный приезд московского театра «Мастерская Петра Фоменко» со спектаклем «Египетская марка». Постановка, основанная на одноименной повести Осипа Мандельштама, была создана в рамках проекта «Пробы и ошибки» в 2013 году. Идея спектакля принадлежала самому Петру Наумовичу, режиссером стал Дмитрий Рудков. «Египетская марка» – это прозвище главного героя произведения – Парнока, намекающее на что-то лишнее, бесполезное, ни к чему не пригодное в этом исчезающем на глазах мире. События разворачиваются в Петербурге 1917 года, после Февральской революции. Невероятно поэтический, полный образов, смутных предчувствий и ощущений, даже в репертуаре такого «литературного» театра этот спектакль – особенный. И большая удача увидеть его на воронежской сцене, ведь до этого постановку не привозили ни в один другой город. Художественный руководитель театра «Мастерская Петра Фоменко» Евгений Каменькович сравнил «Египетскую марку» с камерным выступлением ансамбля барочной музыки. Во время просмотра спектакль дарит беспрерывное эстетическое наслаждение – от языка, от какой-то физически ощущаемой интеллигентности актеров, от прекрасного вокала и воссозданного из мелочей мира навсегда ушедшей эпохи.

yd0vdchlfrm.jpg

Media Folder: 

Еще одно осмысление творчества Осипа Мандельштама представили публике артисты Камерного театра под руководством Михаила Бычкова. Читка «Четвертой прозы» оказалась на деле настоящим моноспектаклем в исполнении блестящего актера театра Василия Шумского. Помогала ему актриса Тамара Цыганова, а вернее сказать, помогала зрителям понять полный реминисценций и подробностей исторического контекста текст Мандельштама. «Четвертая проза» - хлесткое, личное, эмоциональное высказывание автора, написанное в результате так называемого «Дела об Уленшпигеле», вызвавшего литературный скандал и последующую травлю Осипа Эмильевича. Спектакль получился очень ярким, сильным и волнующим. Хочется верить, что такое важное для понимания биографии и личности поэта произведение не ограничат фестивальным показом, и оно получит дальнейшую жизнь на сцене театра.  

ldc1lpiweny.jpg

Media Folder: 

По-новому увидеть фигуру Мандельштама-поэта и ближе познакомиться с Мандельштамом-человеком можно было и на бесплатных мероприятиях фестиваля. Замечательный режиссер Роман Либеров в этом году привез в Воронеж свою авторскую лекцию «Внутренняя биография Мандельштама» и фильм «Сохрани мою речь навсегда», в которых через вехи жизненного пути поэта нарисован яркий объемный портрет его личности и сама картина эпохи, где формировался, творил и боролся его гений.

Вечер хореографии «Танцуем Мандельштама» – пожалуй, самый неординарный проект поэтического фестиваля. Семь выдающихся молодых хореографов представили семь миниатюр, вдохновленные стихами Осипа Эмильевича.  Владимир Варнава, Константин Матулевский, Ольга Васильева, Константин Кейхель, Павел Глухов – фамилии этих приглашенных постановщиков знают все, кто интересуется современным танцем. В проекте также приняли участие руководитель танцевальной труппы Камерного театра Ульяна Чепурина и главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета Александр Литягин.  Все номера исполняются артистами танцевальной труппы Камерного театра. Яркие соло, эмоциональные дуэты, поэтические трио – разные в жанровом направлении танцевальные миниатюры объединяет «мандельштамовская» красота, сила и утонченность творческого выражения.

bojkrz_wiek.jpg

Media Folder: 

Еще один абсолютный хит фестиваля – авторский проект актрисы театра им. Станиславского Ирины Гриневой «Александрийские песни». В основу полуторачасового музыкально-поэтического представления положен одноименный цикл стихотворений незаслуженно забытого Михаила Кузмина, а также произведения великих русских поэтов разных эпох и песни мировой сцены. Все о любви. Актриса призналась, что изначально никто из продюсеров не поддержал идею этого концерта, просто не поверив в востребованность лирической поэзии у современного зрителя. Неизменно полные залы, между тем, красноречиво говорят об обратном. В программе собраны произведения, наполненные красотой, наивысшим вдохновением, объединенные поклонением близкому, но неуловимому идеалу. Выступление Ирины Гриневой в этом проекте нельзя назвать просто декламацией. Настоящее мастерство и страсть, с которой она проживала каждое стихотворение, каждую эмоцию, каждый образ, буквально переносили зрителей в далекую Александрию, город поэтов, любви и красоты, о которой мечтает каждый художник. В место, где на фоне бесконечного звездного неба в сопровождении акустического трио исполняются вечные стихи о любви.   

Современная поэзия звучала на фестивале голосами самих авторов. Свои поэтические вечера провели такие известные литераторы, как Дмитрий Данилов, Михаил Айзенберг, Анатолий Белый, Константин Гадаев, а также молодые воронежские поэты Ната Косякина и Михаил Потапов, презентовавшие свою дебютную совместную книгу под названием «Стихи».

«Стихи делаются из воздуха. А в середине 90-х прежний воздух закончился, стало не из чего делать стихи. Как и многие, я тогда не писал несколько лет. Для кого-то этот перерыв оказался слишком долгим, и к поэзии они больше не вернулись. Я вернулся, но уже по-другому», – поделился со слушателями своими историями лауреат множества поэтических премий Михаил Натанович Айзенберг.

Музыкальная программа фестиваля тоже была весьма разнообразна. Два атмосферных вечера прошли в уютном театральном кафе: концерт-беседа «Это какая улица?», построенная на стихах воронежских поэтов в исполнении Олега Пожарского и KURANDA QUARTET, а также спектакль-квартирник Башлачев-кабаре «Единственный день», посвященный творчеству поэта и рок-кумира Александра Башлачева. Завершился Мандельштамфест концертом самобытных воронежских музыкантов на малой сцене театра. Среди них оказался и самый неординарный творческий коллектив нашего города – БананаБис, работающий в феерическом жанре кабаре, и востребованный хип-хоп исполнитель и баттл-рэпер Эрнесто Заткнитесь (Дмитрий Ромащенко).

Многие гости фестиваля говорили о знакомстве с поэзией Мандельштама и той роли, которую она сыграла в их собственном творчестве. Признаюсь честно, моя первая настоящая встреча с Осипом Эмильевичем состоялось именно здесь, на фестивале Мандельштамфест. И хочется выразить благодарность Камерному театру за довольно редкую в наше время возможность на целых три дня всецело погрузиться в мир поэзии, вечного неподдельного искусства.

Текст – Елена Цапович, фото – Алексей Бычков/Воронежский камерный театр