Главные вкладки
2021
Воронежский краеведческий диктант собрал знатоков истории края
Культурно-просветительская акция «Воронежский краеведческий диктант» состоялась в Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени И. С. Никитина 10 октября в третий раз. Школьник, учитель, студенты, общественность, члены ВРКПОО «Наша история», пенсионеры и даже гости из Москвы в течение часа отвечали на 30 вопросов по истории края. Материал с вариантами ответов был подготовлен отделом краеведения, заведующая Маргарита Викторовна Бутина.
Вопрос о первом установленном памятнике в Воронеже не вызвал у меня сомнения. В этом мне помогла недавно прочитанная книга «Записки старого пешехода» А. Акиньшина и О. Ласунского, рекомендованная лектором Школы исторической грамотности Акиньшиным. Вспомнила, что только со второй попытки утверждения проекта памятника Петру I (а первая - в 30-е годы XIX века), император Александр II утвердил его. Открытие памятника с участием почтеннейшей публики состоялось 30 августа 1860 года.
На вопросы, связанные численностью населения области, длиной реки Дон на территории области, самым большим озером области, точного ответа не знала, просто отметила предположительно.
В диктанте были вопросы, связанные с авторством памятника «Котёнок с улицы Лизюкова», имя Воронежского природного заповедника, год присвоения звания «Город воинской славы» и дата освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, ответы на которые были на слуху горожан.
Точный ответ об авторстве книги «Вымирающая деревня» нашла после диктанта в интернете, это Андрей Иванович Шингарёв (1869 - 1918), некоторое время он был редактором «Воронежского слова», его книга издана в Санкт-Петербурге в 1907 году.
Делясь своими мыслями по окончании работы, оказалось, что любимый вопрос заведующей отделом краеведения Бутиной - о мамонтёнке Степане из экспозиции археологического музея-заповедника «Костёнки». Волонтёр из общественной организации «Наша история» будет уточнять имя самого молодого жителя, носящего звание «Почётный гражданин Воронежа». Студенты выясняли вопрос о частном музее, посвящённом Петру I, и тут же получили ответ: «Музей «Петровские корабли» и рекомендации посетить его. К сожалению, листы с ответами были сданы, и внести поправки не было возможности.
После диктанта пообщалась с его участниками. Студентка колледжа 2 курса Злата пришла впервые, чтобы проверить уровень знаний о своём любимом городе. Офис-менеджер и волонтер по совместительству Нелли, которой интересна Петровская эпоха, тоже стала участников акции впервые.
Познавательная беседа состоялась с фотографом группы «Воронеж. Пешком» Ларисой Дорошенко, которую больше всего интересуют периоды истории края времён Екатерины II, гражданской и Великой Отечественной войн. Лариса показала мне фотоработы парой, рядом размещённые фото зданий прошлого и настоящего в соцсетях. Она любит и знает историю улицы Большая Дворянская, которая в старину иной раз именовалась ПерШпективная (написано с сохранением орфографии). Современники же прогуливаются в настоящее время по проспекту Революции.
Содержательный разговор состоялся с учителем городской школы № 4 Дмитрием, которому интересны события становления крепости Воронеж, это XVI - XVII века. Педагог ведёт уроки исторического краеведения с 8 по 11 классы, прививает у подрастающего поколения любовь к родному краю. На листах краеведческого диктанта он делал уточнения, писал комментарии.
Итоги краеведческого диктанта подведут на официальном сайте библиотеки 13 октября. По окончании акции участники получили сертификаты.
Ответы на часть вопросов Воронежского краеведческого диктанта автор, проезжая на общественном транспорте по проспекту Революции, видела своими глазами – это памятники почтальону и Петру I на правом берегу. В Левобережном районе рядом с музеем-диорамой возвышается стела «Воронеж – город воинской славы», установленная в 2008 году. Жители левого берега проезжают мимо памятника очень часто.
История края интересна для горожан и туристов. Рекомендую любознательным людям посещать сетевое издание «Наша история», в котором есть много приложений для знакомства с работами молодых историков, фактами, датами и фотографиями исторической тематики.
Текст и фото – Ольга Полухина