Главные вкладки

8 июня
2021

«Воронежский кейс» показал новые возможности

Платоновский фестиваль

«Воронежский кейс. Возможности» – под таким названием прошел второй проект Платоновского фестиваля искусств, в рамках которого воронежские театры показывают свои наиболее яркие премьеры не только зрителям и гостям культурного форума, но приглашенным экспертам. 

В этом году в рамках кейса, который проходил с 3 по 6 июня, предваряя основную программу Платоновфеста, шесть воронежских театров представили восемь спектаклей. Оценить постановки приехали ведущие театральные критики и фестивальные кураторы России (проект реализован при поддержке Союза театральных деятелей РФ), а также организаторы зарубежных фестивалей – гости из Армении, Беларуси, Болгарии, Румынии, Хорватии, Эстонии.

«Уже во второй раз мы проводим «Кейс», чтобы не просто показать Воронеж городом, на площадках которого проходят фестивальные события, но и дать возможность всем воронежским театрам оказаться замеченными, получить приглашения на фестивали и гастроли, наладить важные контакты», – говорит художественный руководитель Платоновского Михаил Бычков.

Театр драмы им. А. Кольцова представил на «Кейсе» свою самую масштабную премьеру сезона – чеховскую «Пьесу без названия» в постановке худрука Владимира Петрова. На сцене, засыпанной белоснежным песком, разыгрывается трагикомедия с большим количеством персонажей и сюжетных линий. «В этой пьесе рушатся миры, потому что это ранний, пылкий, юный Чехов, занятый поисками смысла существования, очень принципиальный, очень остро чувствовавший жизнь и ее драматичность», – говорит Владимир Петров. Сценография спектакля символизирует место, где должно быть счастье. А счастья нет. И эта вечная проблема, особенно свойственная русскому человеку, делает историю близкой и понятной каждому.   

Камерный театр показал два спектакля: хореографический и драматический. Танцевальную премьеру «Сны междуречья» поставила руководитель танцтруппы Виктория Арчая. Сама Виктория говорит о новом спектакле так: «В этой работе мне хотелось поделиться тонкими многоуровневыми слоями снов — в которых часто сокрыто все самое важное или древнее, все, что на самом деле мы знаем с рождения, но так часто прячем в уголках подсознания». Часовой минималистичный в плане сценографии спектакль, не имеющий единой литературной основы, сосредоточен на движениях, эмоциях и отношениях пяти танцовщиков. Наполненный большим количеством символов и смыслов, он отправляет зрителей в путешествие по их собственному бессознательному. Надо сказать, что танцевальный коллектив театра развивается довольно стремительно. За четыре года существования выпущено уже шесть репертуарных спектаклей, а «Зеркало» П. Глухова даже получило «Золотую маску» за работу художника по свету (Татьяна Мишина).

Драму «Приведения» самого известного норвежского драматурга Генрика Ибсена поставил худрук Камерного Михаил Бычков. Произведение было написано в 1881 году, и первые постановки пьесы сопровождались скандалами – автор затрагивал темы, которые считались неприличными: супружеские измены и внебрачные дети, аморальность внешне благовоспитанных и уважаемых отцов семейств, ханжество общества, душевные и «стыдные» болезни, суицид. Режиссер Михаил Бычков выступил также в роли художника-постановщика, построив на сцене лаконичные атмосферные декорации. А герои спектакля имеют интересную особенность: периодически они обрывают свои фразы на полуслове – ведь о каких-то вещах просто не принято говорить вслух. Эта повсеместная недосказанность, тянущаяся годами, семейные тайны, грехи отцов, за которые придется расплачиваться детям, приводят героев к драматичному финалу.

В программу «Воронежского кейса» вошли также две работы Театра оперы и балета: опера В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро» в постановке Михаила Бычкова и Вечер современной хореографии с постановками-лидерами Второго фестиваля «RE:Форма танца – 2021»: танцевальный спектакль «Дева» в хореографии творческого тандема Софья Гайдукова — Константин Матулевский и хореографический спектакль «След» Константина Кейхеля.

3par1443.jpg

Media Folder: 

Никитинский театр представил гостям фестиваля один из своих главных хитов – сказочную аппликацию по мотивам романа Виктора Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи». Один из самых поздних романов Виктора Пелевина (опубликован в 2018 году), вместе с тем это одна из самых цитируемых и любимых читателями книг автора. Ее герои, типажи родом из 90-х – олигарх Федор и содержанка Таня – ищут свое счастье всеми доступными современными методами: с помощью буддизма, феминизма и прочих учений. Спектакль в постановке Ивана Комарова, чьи работы с успехом идут в Центре им. Вс. Мейерхольда, театре «Современник» и Центре театрального мастерства, – это ироничная сказка, в которой русский лубок переплетается с японским театром, а искренние воспоминания о детстве – с комедией масок.

Воронежский театр кукол «Шут» имени В. Вольховского показал зрителям спектакль «Крокодил». Режиссер Виктор Шрайман – один из ведущих специалистов в области театра кукол совместно с главным художником Воронежского театра Еленой Луценко воссоздали на сцене фантасмагорический мир рассказа Достоевского. «Крокодил – это метафора огромного, как бы, на первый взгляд, безобидного, а на самом деле страшного и ужасного информационного пространства. Сейчас необыкновенно актуальна, я считаю, эта проблема. То, что мы перестаем и видеть друг друга, и общаться друг с другом, а находимся где-то в виртуальной реальности. И порой то, что возникло в информационном пространстве, заменяет нам правду, реальность жизни. Я надеюсь, что этого не случится, что люди все-таки обладают душой, которая будет сопротивляться этому монстру-крокодилу, как воплощению фальши, чего-то такого ненастоящего, не природного», – говорит арт-директор Воронежского театра кукол «Шут» им. Вольховского Светлана Дремачева.

Из премьер Театра юного зрителя для участия в программе был отобран спектакль «Битвы по средам» – постановка приглашенного режиссера Георгия Цнобиладзе по книге американского писателя Гэри Шмидта. Повесть опубликована в 2007 году, а на следующий год автор получил за нее премию Ньюбери, одну из самых престижных американских наград в области детской литературы. Спектакль был создан в рамках театральной лаборатории под руководством Олега Лоевского. Зрители увидели историю о взрослении и становлении личности подростка-семиклассника Холлинга Вудвуда. Немало приключений и открытий уместились в один учебный год: сбежавшие крысы, чтение Шекспира после уроков, поиск общего языка со старшей сестрой, приезд любимого бейсболиста, роль в спектакле и первая любовь. И все это на фоне войны во Вьетнаме, ведь на дворе 1967 год.

Образовательный блок программы «Кейса» был адресован воронежским театральным деятелям. О новых театральных форматах и направлениях рассказали трендсеттеры экспериментального театра: Алексей Платунов (фестиваль «Точка доступа»), Федор Елютин (компания «Импресарио»), Антон Флёров (проект «Theatrum»).

Еще одной новинкой фестиваля в этом году стал цикл театральных перформансов по Андрею Платонову: танцевальный, музыкальный и драматический. 

Завершил «Воронежский кейс» круглый стол с участием представителей театров, фестивалей, власти, театральных критиков и прессы.

Стоит отметить, что в прошлом году на «Воронежском кейсе» побывали представители 10 крупнейших театральных фестивалей России, а также театральные и балетные критики. В результате спектакль Камерного театра «Бальзаминов» был приглашен на фестивали «Уроки режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства и «Радуга». Спектакль «Двенадцатая ночь, или Как угодно» Никитинского театра был показан на фестивале «Радуга». Вечер современной хореографии Камерного театра «Танцуем Мандельштама» был отмечен экспертным советом «Золотой Маски» и включен в лонг-лист премии.

Текст – Елена Борген, фото – Андрей Парфенов, Алексей Бычков.