Главные вкладки

2 апреля
2019

Воронежцам рассказали о творчестве нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего

брейгель
творчество
музейкрамского
живопись
картины
искусство
культура
воронеж
семинар
образование
романизм
пейзаж
художник

16 марта 2019 года в Воронежском музее им. Крамского состоялась лекция «Питер Брейгель Старший: жизнь, творчество и время», где лектором выступил научный  сотрудник музея Валерий Алексеевич Шакин. 

Творчество Питера Брейгеля Старшего и его личность занимают особое место в истории, являясь родоначальником династии Брейгелей, а также одним из ярчайших фигур нидерландской живописи. Питер Брейгель был также известен под прозвищем «мужицкий», ведь многие его работы отражали жизнь именно простого народа. Жизнь художника пришлась на тот период, когда нидерландский народ особенно страдал от гнёта иноземных завоевателей. Обстановка была нестабильной и откровенно опасной, что также наложило отпечаток на дальнейшее творчество Брейгеля.

Биография Брейгеля известна преимущественно благодаря работе художника и историка Карела ван  Мандера, которая является главным источником сведений о жизни фламандского гения.  Питер Брейгель был принят в гильдию живописцев имени Святого Луки в 1551году в Антверпене. В первой половине 50-х годов путешествовал по Италии посетив Рим, Неаполь, Мессину. Вернувшись на родину, некоторое время художник живёт в Антверпене, но потом в 1563 году он отправляется в Брюссель, где заводит семью и где благодаря большому числу заказов со стороны влиятельных покровителей его деятельность становится особенно плодотворной. 

Нидерландское искусство XVI века переживало сильный кризис и в попытках преодоления застоя, художники обращали взоры на итальянское искусство, стараясь соединить старонидерландские традиции с завоеваниями итальянского ренессанса. Брейгель сумел отойти от общей итальянизирующей тенденции, сформировав собственный самобытный стиль.
Примечательно то, что изначально Питер Брейгель был скорее гравером, и большая часть его работ, особенно ранних, были выполнены именно в жанре гравюры. На ранних и последующих этапах художник большое внимание уделял пейзажам, потому как он любил наблюдать за природой и стремился ко вселенскому охвату пространства своих картин. Со временем сюжет в работах Брейгеля стал тоже своего рода пространством, где обыгрывались самые разные смысловые и символические трактовки изображаемых сцен. При всей значимости пейзажа, Брейгель стремился показать именно природу человека.
 
Творчество Брейгеля имеет много точек соприкосновения с наследием Иеронима Босха. Тем не менее, подобное сходство отнюдь не лишает художника самобытности. Босх для Брейгеля источник вдохновения, но не образец для подражания.

В ходе лекции было подробно рассказано не только о жизненном и творческом пути Питера Брейгеля Старшего. На примерах было показано именно то, что делает его работы уникальными, то, в чем проявляется вся нестандартность художника для той эпохи.

По окончании лекции было задано несколько вопросов лектору:

– Что делает уникальным творчество Питера Брейгеля старшего среди других его современников и предшественников?
– То, что он сумел сохранить свою самобытность и опираясь на предшествующую традицию, сказать новое слово в искусстве. Будучи «вчерашним средневековым» человеком, он наметил в своём творчестве пути развития искусства Нового Времени. Если обобщить, то он самобытный, многогранный, парадоксальный, верный себе.

– Каких можно отметить последователей Брейгеля?
– В XVII он был популярен. Его сыновья трудились, копировали работы отца, развивали заложенные им идеи и образы. Ему отдавали дань уважения многие выдающиеся художники последующих столетий, но постепенно он стал растворяться в памяти, постепенно тускнеть. В  XX веке возникает новая волна популярности, новая актуальность образов, проявляющаяся как в массовой поп-культуре так и в элитарном творчестве. Это безусловно говорит о том, что его язык был популярен не только среди современников, но как ни странно, является понятным и в наше время. 

– Вы упомянули XX век, а в чем это наиболее ярко, на Ваш взгляд, проявилось именно в живописи?
– Идеи, заложенные в творчестве Брейгеля стали источником вдохновения для многих. В его образах находили точку опоры как представители официального искусства, так и художественная оппозиция. 

– В чем вклад и влияние художника?
– Новое понимание пейзажа, человека, истории. Многоплановость и предельная конкретность образов, простота художественных средств в трактовках сложнейших тем.

– В начале лекции Вы упомянули, что содержательная сторона работ Брейгеля во многом близка современной эпохе. 
– Она близка, но скорее внешне. Содержательно, мне кажется, мы до конца никогда его не поймём. Нам кажется, что мы его понимаем, и от того мы будто к нему близки. Ему удалось передать общечеловеческое и это то, что создает иллюзию его понимания. В историческом и сугубо национальном контексте мы его понять до конца не можем, потому как мировоззрение человека двадцать первого века и человека пятнадцатого-шестнадцатого веков абсолютно разные. 

– Что-то любимое для себя можете отметить в творчестве Брейгеля?
– Сложно сказать, мне всё нравится у него понемногу. Брейгель с первого взгляда подкупает своей простотой и грубостью, но раскрываясь, поражает глубиной и парадоксальностью. 

 

Текст - Павел Сычев

Фото предоставлено ВОХМ им. И.Н. Крамского