Главные вкладки

23 декабря
2021

В Воронеже выступил легендарный хор и прошёл форум с участием спикеров со всей России

воронеж
Филармония
Государственная академическая капелла
Государственный симфонический оркестр
Игорь Вербицкий
Владимир Байков
Владислав Чернушенко
Шостакович
евтушенко

17-18 декабря прошла серия мероприятий, связанных с гастролями Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга в Воронеж: состоялись выступления знаменитого коллектива, пленарное заседание с участием руководителей концертных организаций России и творческая встреча с художественным руководителем Певческой капеллы Владиславом Чернушенко.

17 и 18 декабря в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны» на сцене Воронежской филармонии выступил хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко, Воронежский академический симфонический оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств Воронежской области Игоря Вербицкого и бас-баритон Владимир Байков.

В первом отделении концерта в исполнении хора Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга прозвучала русская духовная музыка, созданная русскими композиторами-классиками и современниками (Георгием Свиридовым, Александром Косолаповым, Зораном Муличем), а также народные и авторские песни: «Эй, ухнем!», «Колокольчик», «Что мне жить и тужить», «Коробейники» и другие. Воронежцы долго не отпускали артистов со сцены, и коллектив исполнил на бис «Вдоль по Питерской» и «Было у тёщеньки семеро зятьев».

Второе отделение стало премьерным для всех участников концерта. Впервые вместе выступили хор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, Воронежский академический симфонический оркестр и бас-барион Владимир Байков. Вокально-симфоническая поэма Дмитрия Шостаковича на слова Евгения Евтушенко для баса, хора и оркестра «Казнь Степана Разина» – достаточно редкое произведение в репертуаре хоровых и симфонических коллективов. В период своей новейшей истории Воронежский академический симфонический оркестр исполнил это произведение впервые. Премьерным стало и исполнение вокальной партии Стеньки Разина Владимиром Байковым. Освоение материала для солиста оказалось не простым. «В этой партитуре сложный ритмический рисунок, как и в большинстве поздних сочинений Шостаковича, – рассказал пресс-службе филармонии Владимир Байков. – Всё время спотыкаешься, в музыке присутствуют своеобразные ступеньки и углы».

Владимир Байков, исполнявший три года назад с Воронежским академическим симфоническим оркестром Тринадцатую симфонию Шостаковича, отметил сходство этих двух произведений. «Язык “Казни Степана Разина” и ритмически, и гармонически, а также то, как это произведение инструментовано, всё это сходно с тем, как написаны Тринадцатая и Четырнадцатая симфонии. Не хочу сказать, что Шостакович мыслил шаблонами, но у всех композиторов есть какие-то «кирпичи», из которых они складываются. У меня всё время ощущение, что “Казнь Степана Разина” – своеобразная дописанная бонусная часть Тринадцатой симфонии, в которой пять частей, а это была бы шестая, и никто бы, я думаю, не заметил стилистических швов».

О художественном своеобразии симфонической поэмы и о важности её исполнения рассказал художественный руководитель и главный дирижёр хора Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, народный артист СССР, лауреат Государственных премий России Владислав Чернушенко: «В произведении Шостаковича есть очень значимая фраза: «Нет царей хороших, дурень Стенька…». Стенька оказывается почти святым и при этом разбойником и бандитом – здесь есть некоторое противоречие. Исходя из содержания Шостакович совершенно замечательно воплотил это и в партии солиста (она очень трудная и драматичная), и в сопутствующем хоре. В своем произведении Шостакович рисует сцену, которую сегодня можно представить только в воображении: когда на Лобной площади сначала в ожидании собирается толпа, а потом присутствует во время казни Степана Разина. Сочинение заслуживает того, чтобы сохраняться в репертуаре ведущих хоровых коллективов и оркестров, и, конечно, его возвращение здесь, в Воронежской филармонии, это знаковый момент».

17 декабря при поддержке департамента культуры Воронежской области также состоялось крупное межрегиональное событие – пленарное заседание «Концертная деятельность и креативная индустрия: пути пересечения». Председатель правления Союза концертных организаций России, генеральный директор Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова, выступившая также модератором форума, рассказала об арт-коллаборациях как двигателе креативной индустрии. Воронежскую область представила художественный руководитель Воронежской филармонии Ирина Авралева с докладом об инновационных подходах к формированию культурного пространства региона. К пленарному заседанию также онлайн подключились руководители концертных организаций со всей России. Выступили руководители и сотрудники Свердловской, Белгородской и Карельской филармоний, «Петербург-концерта», чемпионата творческих компетенций ArtMasters. В качестве слушателей на форуме также присутствовали представители из концертных организаций Рязани, Владимира, Костромы, Курска, Ярославля, Смоленска, Сочи, Красноярска, Омска. Вступительное и заключительное слово на заседании произнёс кандидат исторических наук, профессор Бронислав Табачников.

18 декабря в Большом зале Воронежского государственного института искусств прошла творческая встреча с художественным руководителем и главным дирижёром хора Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Владиславом Чернушенко. Он рассказал о своем творческом и жизненном пути, истории коллектива, профессии и отношении к ней, о миссии руководителей хоровых коллективов и педагогов.

Фото с концерта: Наталья Коньшина

Фото с заседания: Лариса Киреева