Главные вкладки

22 марта
2016

В Доме актера состоялась премьера спектакля "Деревня"

20 марта 2016 года в Доме актёра состоялась премьера пластического спектакля «Деревня», созданного коллективом «Новый театр». 

Режиссёр: Григорий Южаков; Композитор: Юлия Пономаренко; Актёрский состав: Мария Мицуро, Виктория Шаламова, Мария Конотоп, Олеся Галицына, Игорь Болдышев, Иван Шамрин, Вячеслав Гардер, Антон Веклич; Звук: Стас Тикунов; Помощник по записи и постпродакшну: Андрей Волков; Свет: Егор Козаченко; Костюмы: Юлия Дудкина; Помощник хореографа: Полина;

За достаточно простым названием спектакля скрывается весьма захватывающая история, через призму которой показан некий диалог двух культур – культуры города и культуры деревни. 

Начало этой истории показывает прибытие молодого человека в заброшенную деревню, который намеревается работать врачом. Главный герой – образ типичного городского жителя, одетого по последней моде и первое время не расстающегося со своим средством связи, которое сегодня есть практически у каждого. В ходе развития событий, показанных в сюжете спектакля, герой знакомится с местной жизнью. Это знакомство сопровождается поначалу недоумением и недовольством, но в дальнейшем постепенно сменяется на положительное отношение благодаря возможности узнать уклад деревенской  жизни и почувствовать её атмосферу  через погружение в неё и общение с жителями деревни. 

Форма подачи этой истории имеет свою специфику: минимум декораций и акцент на пластику и диалоги героев, это помогает уловить наиболее типичные черты культуры русской деревни и ситуации русского быта. В ходе спектакля показан целый калейдоскоп деревенских событий: это и свадебное застолье, и мелкие бытовые ссоры, различные слухи,  мистические истории, гадания, обряды и просто истории из жизни деревенских жителей. Поражает именно это разнообразие, которое не даёт зрителю заскучать и держит его постоянно в ожидании того, что же будет дальше.

Притягивает и игра актёров, благодаря чему к каждому герою за время спектакля буквально привыкаешь и начинаешь переживать вместе с ним. 
В спектакле также уделяется внимание верованиям и приметам, через которые раскрыта ментальность народа, что сильно выражается в вере в сакральное, которая в свою очередь сформирована под влиянием постоянных контактов с силами природы. Хороводы на Ивана Купалу, прыжки  через костёр, жаворонки из теста – обязательный атрибут для обряда закликания весны, обиженный домовой, которого вдруг почему-то перестали угощать и который в наказание ночью «наваливается» на хозяина дома, вещие сны, в которых умершие дают советы живым, - всё это живёт в народе с незапамятных времён и повторяется в разное время с небольшими изменениями. Подобные верования являются ориентирами на жизненном пути каждого из жителей. Они руководствуются ими, выстраивая свой жизненный путь, совершенно не задумываясь о правдивости того, во что верят, и просто сохраняя то, что им было передано предыдущим поколением, воспринимая как нечто совершенно естественное. Это иллюстрирует то, насколько непохожа беспокойная жизнь большого города с его техническим прогрессом на жизнь маленькой отдалённой деревни. 
Усиливает эффект и музыка, ярко стилизованная под народную, создающая атмосферу той жизни и позволяющая в определённой степени окунуться в ту обстановку. 

Комичные и трагические события чередуются между собой, позволяя передать различные чувства и помочь ему ощутить то, чем жил деревенский житель, что вспоминал, о чём мечтал и на что надеялся.  Содержание монологов и диалогов героев, в свою очередь основанное на реальных историях из жизни людей, является тому подтверждением, иногда поражая странностью русской души. В сочетании с музыкой и пластикой эффект содержания монологов только усиливается, после чего трудно было бы остаться равнодушным к увиденному. 

Как уже говорилось ранее, в «Деревне» отражён диалог культуры деревни и города, где деревня показана как неотъемлемая часть русской идентичности. Именно деревня во многом является хранилищем тех культурных черт, которые отличают русских от других народов. Изначально ей противопоставленный в спектакле образ главного героя является выражением того, насколько стираются границы идентичности в условиях города, во многом из-за повседневной рутины, которая не оставляет времени на то, чтобы задуматься о своих истоках, о своих корнях.   Когда герой – типичный городской житель – погружается в жизнь деревни с её устоями, правилами, обычаями и традициями, то смотрит на окружающий его мир по-новому. Задумывается о вещах более значимых и  более вечных, о тех, которые никогда не потеряют важности для каждого из нас не зависимо от той эпохи, в которую он живёт. 

Сегодня вместе с постепенным исчезновением деревни и её культуры, стирается важная часть нашей этнической идентичности, а мы всё больше погружаемся в повседневные заботы, в которые нас затягивает жизнь городская. Хорошо это или плохо – решать каждому из нас самому. Однако коллектив, трудившийся над данной постановкой, справился с задачей прекрасно, дав зрителю и пищу для размышлений, и спектр самых различных чувств и эмоций, что вызывает желание посмотреть спектакль снова. 

Павел Сычев
Фото: Александра Рогозина