Главные вкладки
2019
Театр о людях и для людей
3 июня в малом зале кинотеатра «Пролетарий» прошла творческая встреча с выдающимся режиссером, художественным руководителем и директором Малого драматического театра – Театра Европы Львом Додиным. В этом году в рамках Платоновского фестиваля Лев Абрамович представил спектакль «Братья и сёстры. Версия 2015».
Художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков сердечно поприветствовал лауреата Платоновской премии 2012 года и передал слово режиссеру. Лев Додин сразу оговорился, что не будет делать никаких лекций и докладов, а готов с удовольствием ответить на все вопросы собравшихся.
Первый же вопрос из зала касался творческих планов режиссера: «Над чем вы сейчас работаете и что хотите осуществить в ближайшее время?». Лев Абрамович рассказал, что уже два года занимается постановкой «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского: «Надо сказать, что это очень интересно, очень сложно и пока ни к каким результатам не привело. Мы даже в театральном расписании писали не «репетиции», а «изучение» «Братьев Карамазовых». За эти два года довольно сильно изучили, но пока нет того, чем мы могли бы поделиться, что обнаружили нового, что еще не знали про Достоевского, а может, и он сам не знал про себя. Будет ли этот спектакль, я до сих пор не могу сказать. Если будет, и вы пригласите, обязательно привезем к вам на фестиваль».
«Главный вопрос, который все время висит в воздухе и определяет то, чем я пытаюсь заниматься – зачем? – признался режиссер. – «Чем дольше живешь, тем чаще задаешь себе этот вопрос. В моей театральной юности мне очень верилось, что театр может совершить революцию в душе человека, перевернуть его, что он выйдет из зала совсем другим. Хотелось этого переворота добиться. Я вообще считаю, что театр может называться театром только тогда, когда он дает потрясение, ведь меняет и обновляет человека только что-то его потрясшее. Сегодня уже понимаю, что полной перемены, к сожалению, не добиться, но театр должен дать возможность человеку в зале испытать хотя бы какую-то секунду потрясения, когда он обнаруживает, что он способен сострадать другому так, как никогда, казалось, не сострадал в жизни. Что кто-то другой испытывает то же самое, что и он, сидящий в зале. Вот это преодоление чувства одиночества и обнаружение, что ты способен сострадать другому – вот эта секунда, которая делает нас человечными. Пусть это будет только секунда, но эта секунда человечности».
«Театр – это способ познания пространства и глубины жизни, познания себя в этой жизни, погружение в жизнь. Я люблю, когда мои спектакли живут долго. Как хорошая книга спектакль должен жить долго, меняясь вместе со временем. Премьера спектакля «Братья и сестры» состоялась 9 марта 1985 года. 25 лет спектакль жил, по сути, в премьерном составе. Но в какой-то момент мы поняли, что это уже сложно, даже физически сложно артистам, и несколько лет у нас этот спектакль не шел, и я стал чувствовать, что задыхаюсь без него. И когда мне пришла в голову довольно безумная мысль сделать новую редакцию, многие скептически отнеслись к этому. У меня не было потребности сочинять все заново, но я понимал, что нельзя и сделать копию. Я собрал молодую команду, и мы начали процесс заново, снова с книги. Поехали опять в Верколу абрамовскую, ребята влюбились в эту деревню, в людей. В результате новых проб постепенно пришли к той же форме уже существовавшей, но внутренне у них много различий. С этим спектаклем мы прошли целый цикл истории. Почти интуитивно эта мысль возникла, но сегодня я очень рад, что мы сделали эту новую версию, и горжусь нашей молодой компанией», – добавил Л. А. Додин.
На вопрос о наборе новых актеров в труппу Лев Абрамович ответил, что в основном театр состоит из его учеников самых разных поколений. В последнее время в театре существует система стажерства. Из всех уголков России съезжаются выпускники театральных вузов, нескольких из которых отбирают на двухлетнюю стажировку в театре. С 9 утра до 12 ночи они проводят в театре: сценическая речь, танец, вокал, оркестр, разговоры о прочитанных книгах и т.д. По словам режиссера, на данный момент есть уже несколько очень любимых им и важных для труппы артистов, которые пришли в театр таким образом.
Следующим прозвучал вопрос про современного зрителя: «Искусство аристократично или демократично? Ориентировано на человека с высоким уровнем культуры или на всех?»
«Мы играем наши спектакли в самых разных аудиториях, по всей России, в других странах. Я люблю приезжать в маленькие города, где даже нет профессиональных театров. Мы находим какой-нибудь дворец культуры и привозим несколько фур техники, мы делаем все, чтобы этот спектакль шел абсолютно в том же качестве, в котором он идет, условно говоря, в Париже. С одной стороны, искусство по происхождению вещь элитарная. С другой стороны – демократическая, народная, потому что оно начиналось с того, что создавал народ. Мне кажется, что лучшее рождают для всех. Другое дело, что это не сразу до всех доходит. Я уверен, что каждый способен воспринять все, пусть на своем уровне, пусть не с первого раза. Другой вопрос, как стараться ему это передать – способом комикса, доводя до некой демократической простоты или сохраняя абсолютно элитарную непростоту. Я выбираю второй путь и убежден, что если заниматься только непростотой, люди будут все большее ее понимать, ею проникаться», - высказал свою позицию режиссер.
Затронули на встрече и тему новомодных явлений в театральном искусстве. «Вокруг такая атмосфера, везде рэп, поэтому приходится видеть и в театре рэп. Вообще нужно ли в театре то, что вокруг, или в театре должно быть что-то совсем особенное – это очень непростой вопрос, и молодым на него отвечать часто бывает очень трудно, потому что хочется быть в тренде, в этой волне. Мне очень многое из того, что происходит в сегодняшнем театре и в России и в мире, абсолютно не близко. Мне интересен другой театр, которого сегодня в мире гораздо меньше стало. Я его для себя называю – театр о людях и театр для людей. Но это ничего не значит, никогда не говори никогда. Может быть, то, что мне сейчас не близко, как-то перерастет и в театр для людей», – подытожил Лев Додин.
Текст и фото – Елена Цапович