Главные вкладки

24 мая
2019

«Повелитель мух» на сцене Театра кукол

воронеж
культура
театр кукол
фестиваль
рецензия

История о том, как легко человек может превратиться в «зверя»

«Зверя бей! Глотку режь! Выпусти кровь!»

Уильям Голдинг «Повелитель мух»

Одно из самых сложных произведений мировой литературы, которое показывает то, к чему может прийти человек по пути своего озверения. И если вначале главные герои говорят: «Мы не дикари какие-нибудь. Мы — англичане, а англичане всегда и везде лучше всех. Значит, надо вести себя как следует». В конце же мы слышим: «Может, это мы сами...(звери)».

Роман Уильяма Голдинга является литературной классикой, где нельзя упустить из вида какие-то детали или события, характеризующие героев, поэтому к постановке Курского государственного театра кукол, выступающего в Воронеже в рамках Международного фестиваля театров кукол «Формат Вольховского», было особое внимание со стороны зрителей.

Ещё накануне, после спектакля «Холстомер» многие говорили, стоя перед афишей рядом с кассами, о том, что хочется посмотреть, как актеры справятся со сложной задачей по переводу непростого литературного произведения в театральную постановку.

В зрительный зал Воронежского театра кукол 23 мая 2019 не спеша заходят старшеклассники и совсем взрослые люди, рассаживаются на свои места и ждут начала спектакля. В зале выключается свет и на сцене появляются куклы ребят, оказавшихся на необитаемом острове. Сразу же из всех детей выделяются Ральф, рассуждающий о том, что нужно поддерживать огонь как единственный шанс, что их заметят и спасут, и Джек, формирующий группу охотников, основной задачей которых становится ловля свиней, живущих на острове. Очень скоро между ребятами происходит конфликт, и Джек, провозгласивший себя вождем, отказывается подчиняться избранному на собрании главным Ральфу. Он отделяется, образую свою компанию ребят, основной целью которых становится охота. Находясь в постоянном страхе перед зверем, живущим, по мнению ребят, на острове, в качестве приношения ему они насаживают отрезанную голову свиньи на кол. Это становится символом группы охотников, основным занятием которых становится убийство свиней, беспрекословное следование вождю и дикие ритуальные танцы вокруг насаженной на кол и облепленной мухами головы.

Поиски Ральфом зверя на острове оканчиваются тем, что он обнаруживает повисший на стропах скелет парашютиста, которого при свете луны дети принимали за невиданного зверя. Эта информация не устраивает сторонников Джека, не желая отказываться от поклонения зверю, они переходят от убийства свиней к уничтожению людей. Ральф, понимая, что его ждёт смерть, пускается в бега, пока на берегу не встречает морского офицера, который прекращает все распри и споры, спасая ребят.

Если кульминацией спектакля была свиная голова на шесте, с летающими над ней мухами, то окончание — это мальчик на сцене, на ладонь которому садится бабочка.

Постановка, показавшая, к чему может прийти человек, если он потеряет человеческий облик и начнет подчиняться звериным инстинктам. Тема романа Уильяма Голдинга была раскрыта настолько ярко и доходчиво через смену декораций, музыку и игру актеров, что каждая новая сцена все больше придавала драматизм постановке, и когда уже казалось, что победа дикости неизбежна, на сцену вышел взрослый человек, встретивший растерянного и потерявшего надежду маленького мальчика.

Финал, придающий оптимизм и веру в лучшее.

Полуторачасовое представление, показанное курским театром, перенесло зрителей из дождливого Воронежа на необитаемый остров, где идет борьба между цивилизацией и варварством, между человеком, верящим в идеалы мира, и самопровозглашенным вождем, основным мотивом действий которого становится убийство и поклонение отрезанной свиной голове. История, где, казалось бы, нет шанса на спасение, все же оканчивается чудом и верой в то, что вызволение возможно, материализуясь в неожиданное появление избавителя в виде офицера, прекращающего бессмысленные убийства и скатывание в животное состояние.

Текст и фото — Владислав Ходаковский