Главные вкладки

23 мая
2019

История мерина о предательстве и человеческой жестокости

воронеж
культура
театр кукол
фестиваль
рецензия

«Лошади жалеют только самих себя и изредка только тех, в шкуре кого они себя легко могут представить. Но ведь не виноват же был пегий мерин в том, что он был стар и тощ и уродлив?»

Лев Толстой «Холстомер»

22 мая 2019 в рамках I Международного фестиваля театров кукол имени В. А. Вольховского в Воронеже выступал Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Брестский театр кукол» со спектаклем «Холстомер».

Перед началом представления в холе театра смех и громкие разговоры, с таким же настроением зрители входят в зал. Свет выключается, и в полной темноте начинается история старого мерина, который попав в стадо молодых лошадей, вызывает у них негодование, и они не упускают возможность поиздеваться над ним. В один момент мерин не выдерживает и начинает свой рассказ. Рассказ о своём рождении и об особенности, определившей его судьбу - он пегий (большие белые пятна неправильной формы разбросаны по его телу). Сначала он теряет любовь и заботу своей матери, затем происходит то, что меняет его жизнь — первая любовь к кобылке заканчивается выхолащиванием Холстомера, чтобы он не мог передать свою пегость в роду. Человеческая суть, определяемая мерином через слово «моё», вносит в его судьбу множество испытаний и предательств. Будучи быстрым и обходя других лошадей в бегах, мерин оказывается проданным офицеру, который был «красив, счастлив, богат и потому никого не любил», и здесь для Холстомера наступают, как он говорил, лучшие времена его запрягали утром и он отвозил хозяина к любовнице. Офицеру он был нужен только за то, что ни у кого не было пегих лошадей. Здесь за ним ухаживали и всё было хорошо до того момента, пока любовница не сбежала с другим. Такого отношения гусар не потерпел и гнал Холстомера, пока не застиг беглянку, но при этом загоняет мерина. В ту же ночь конь дрожит и не может есть. После того, как Холстомер потерял свое здоровье, его начинают перепродавать до тех пор, пока он не оказывается у приказчика. 

Здесь мерин проживает свои последние дни, где он встречается со своим бывшим хозяином — гусаром, промотавшим своё состояние и не узнающим Холстомера (завидев своего бывшего коня, гусар говорит, что когда-то и у него был такой же конь). Эта встреча стала для мерина последней, поскольку вскоре он заражается коростой от хозяйской лошади и его отводят в сарай, чтобы зарезать. Всё, что остается от Холстомера, доедают дикие звери, пока оставшиеся кости не были пущены жителями в дело и от мерина не осталось ничего.

Спектакль получился настолько живым и эмоциональным, что с первых же минут зал стих и только наблюдал за тем, как на сцене разворачивается действие, заставляющее каждого погрузиться в мысли о сущности мира вокруг. Весь зал на протяжении часа следил за жизнью мерина и через него смог посмотреть на свою жизнь и жизнь тех, кто его окружает. Спектакль проникнут такой грустью, что не все сразу вышли из зала и многие остались на местах, обсуждая увиденное. Спектакль окончен, а люди толпятся у афиши на входе, обсуждая будущие спектакли и увиденную только что постановку. Нет ни смеха, ни громких разговоров, всё стихло после волшебной игры актеров, погрузивших зрителей в рассказ старого мерина, показанный на сцене.

Текст и фото — Владислав Ходаковский