Главные вкладки

15 сентября
2020

Никитинский театр показал зрителям Платоновского фестиваля «Двенадцатую ночь» Шекспира

платоновский фестиваль премьера никитинский театр комедия шекспир

В рамках X юбилейного Платоновского фестиваля искусств в Никитинском театре состоялась премьера спектакля «Двенадцатая ночь, или как угодно».

В постановке заняты десять человек – вся труппа Никитинского, а главная интрига состоит в том, что распределение ролей происходит непосредственно перед спектаклем. Зрители с помощью жребия определяют, кому какого персонажа играть, и даже гендерная принадлежность артистов не принимается в расчет. Как отметил режиссер спектакля Юрий Муравицкий, эта идея возникла на первых же репетициях, а ее воплощение стало возможным благодаря готовности к таким авантюрам худрука театра и актерского состава.

Шекспир писал свои пьесы для игрового, площадного театра. В отличие от более привычного нам театра переживания, в театре представления актер не вживается до конца в образ, а остается рассказчиком и не отделен от зрителя той самой четвертой стеной. Артисты Никитинского признаются, что именно это оказалось самым трудным в работе над спектаклем, а даже не тот колоссальный объем текста, который необходимо было выучить.

Необычен такой формат и для зрителей. Причем создатели спектакля пошли еще дальше. Открывая дверь театра, вы сразу же оказываетесь вовлечены в представление. Фойе превращено в гримерку, где актеры наносят на лица густой слой белил. В зрительном зале, сидя на краю огромной песочницы (она же сцена), на детских музыкальных инструментах артисты наигрывают веселую мелодию, которая станет лейтмотивом постановки и, ручаюсь, еще долго будет звучать у вас в голове.

Перед началом спектакля худрук театра Борис Алексеев обращается к зрителям, представляет актеров и проводит жеребьевку. Актеры дополняют свой образ соответствующими элементами костюмов. На задней стене нарисована карта персонажей, чтобы было легче ориентироваться. История, как водится, у Шекспира, полна интриг, шуток, колоритных героев и курьезных моментов. За сюжетными поворотами очень интересно наблюдать, как и за игрой актеров. К концу второго акта комичность происходящего на сцене и смех в зале нарастают. А вот завершается спектакль неожиданно – в звенящей тишине. Как сказал режиссер, в этом и есть магия Шекспира, когда вся пьеса схлопывается к одной единственной фразе, которая отменяет, казалось бы, очевидный хэппи-энд.

Уже в середине спектакля я поймала себя на мысли, что обязательно посмотрю его еще раз – в другой актерской комбинации. Некоторые образы были просто неподражаемы, и очень интересно, как их воплотят другие артисты. Практически все персонажи отлично проработаны – у каждого своя особенная пластика, позы, жесты, манера говорить.

Поданная в таком формате пьеса, написанная четыре столетия назад, показалась мне гораздо более современной, близкой и интересной, чем добротные костюмные постановки Шекспира.

Справка:

Юрий Муравицкий — российский режиссёр, драматург, актёр, обладатель Национальной театральной премии Золотая маска и лауреат премий Эдинбургского фестиваля искусств (The Edinburgh Festival Fringe). В 1999 году Юрий Муравицкий окончил актерский факультет Воронежской академии искусств, а затем – режиссерский факультет Театрального института имени Бориса Щукина. В своих работах исследует принципы игрового театра. В программе Платоновского фестиваля этого года представлена еще одна работа автора в эстетике дель арте – 17 и 18 сентября Московский театр на Таганке покажет спектакль «Lё Тартюф. Комедия» на сцене Кольцовского театра драмы.

Текст – Елена Цапович, фото – Андрей Парфенов