Главные вкладки

29 мая
2019

ЖЕНСКИЙ АД В КОНЦЛАГЕРЕ АУШВИЦ

история
выставка
библиотека никитина
историческая память

Во второй половине мая в Воронежской областной универсальной научной библиотеке имени И. С. Никитина проходила выставка «Женщины в концентрационном лагере Аушвиц» Городского музея Аушвиц-Биркенау (г. Освенцим, Республика Польша), организованная благодаря поддержке фонда «Историческая память» (г. Москва) и Научно-образовательного центра устной истории (Воронежский институт высоких технологий).

Передвижная экспозиция, проиллюстрированная документами, фотографиями и рисунками, призвана рассказать о трагедии узниц самого крупного лагеря, созданного нацистами около польского города Освенцим для массового принудительного заключения и уничтожения людей. С плакатов смотрят лица заключённых женщин со всей оккупированной Европы: польки, чешки, словенки, русские, француженки, нидерландки... Всего в концлагере Аушвиц с 26 марта 1942 года (с начала прибытия первых узниц) было зарегистрировано около 132 тысяч женщин, две трети из них являлись еврейками.

Однако это число не включает в себя количество жертв, расстрелянных и направленных в газовые камеры сразу по прибытии в лагерь смерти. В основном это были беременные женщины, женщины с детьми и немощные, нетрудоспособные люди. Они застыли на фотографиях, сидящими в ожидании своей участи, ещё живые... Совсем скоро их введут голыми в обозначенные знаком ванных комнат камеры и в полном отчаянии и рыданиях оставят умирать под действием яда − газообразной синильной кислоты.

Тех, кто прошёл селекцию, проводимую врачами СС, ждала не менее страшная участь. Жизнь в переполненных бараках в условиях полной антисанитарии, порождающей эпидемии инфекционных заболеваний, засилье вшей и крыс. Изнуряющий тяжёлый физический труд (преимущественно полеводство и строительные работы) по 11 часов в день при любой погоде, платой за который был чудовищно скудный паёк и жесточайшие наказания лагерных надзирателей за малейшие нарушения. Так, в одном из донесений говорится о наказании двух евреек в виде пяти ночей нахождения в стоячей камере за то, что они собирали яблоки во время возвращения в лагерь с работы.

Женщины-заключенные подвергались калечащим их медицинским экспериментам. Самыми тяжёлыми в своих последствиях были эксперименты по массовой стерилизации. Аборты и умерщвление рождавшихся младенцев также было привычным делом в лагере.

При таких условиях существования узницы вскоре умирали. Их не щадили: ведь в концлагерь постоянно прибывали сотни и тысячи новых заключённых.

Но раньше физической смерти, по признанию коменданта лагеря Рудольфа Гесса, женщин неминуемо ждала психическая гибель. Постоянные унижения и чувство страха, порождаемые царившим лагерным террором, и коллективная ответственность за провинности кого-либо из узниц, должны были напрочь убивать сочувствие друг к другу, предотвращать побеги и какие-либо бунты.

И всё же в нечеловеческой обстановке находилось место подвигу, мужеству, взаимопомощи. Врачи и медсестры, работающие в тюремном госпитале, помогали принять роды и спасти новорождённых. В заключении формировались подпольные ячейки, организующие связь с мужской частью лагеря и внешним миром и осуществляющие передачу документированной информации о преступлениях нацистов. Невзирая на угрозу стать такими же узниками, им помогали жители окрестных мест: передавали еду, одежду, лекарства, обеспечивали переписку. И даже среди женщин, относящихся к ваффен-СС, находились те, кто оказывал содействие заключенным. И, несмотря ни на что, было реализовано 50 попыток побега среди женщин-заключенных.

Всё то, что происходило в концентрационном лагере, так проникновенно выразила бывшая узница Мария Корнацка-Зарембиньска: «Я видела такие страшные вещи, такую ужасающую нищету людей, такое варварство, такую атрофию всего человеческого и такие порывы чистых сердец, что смело могу сказать, что я видела всё, что может увидеть и пережить человек в аду и на небесах».

Задача ныне живущих в том, чтобы подобное никогда не повторилось.

Текст и фото – Мария Миронова