Главные вкладки

3 июля
2023

Неувядающая классика в Центральном парке

ЗеленыйТеатр
музыка
концерт
опера
голоса
Платоновскийфестивальискусств
культура
воронеж

18 июня 2023 года в Центральном парке Воронежа состоялся концерт «Оперные голоса с Зелёным театре», завершивший классическую программу XII Международного Платоновского фестиваля искусств. Под открытым небом, в сопровождении симфонического оркестра Воронежского концертного зала во главе с дирижёром Юрием Андросовым, выступали известные и талантливые певцы: Салтанат Ахметова (Казахстан, сопрано), Рамиз Усманов (Узбекистан, тенор) и Энхбат Тувшинжаргал (Монголия, баритон). Каждый из них имеет успешный опыт участия в нескольких международных конкурсах и фестивалях. 

Так Салтанат Ахметова – в 2008 году окончила Казахскую национальную академию музыки по специальности «Сольное пение», в 2009 прошла стажировку в Академии вокального искусства в Озимо (Италия), с 2014 года является ведущей солисткой «Астана Опера», в 2017 году получила высокую правительственную награду «Заслуженный деятель Казахстана». На её счету участие в 12 музыкальных конкурсах и фестивалях, а россиянам она знакома с 2014 года, как победительница международного проекта «Большая опера» телеканала «Россия Культура». 

Рамиз Усманов – выпускник Государственной консерватории Узбекистана, участвовал в 8 музыкальных конкурсах, где неизменно занимал призовые места. В настоящее время – ведущий солист и директор Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои, обладатель высоких званий Заслуженного и Народного артиста Узбекистана. Известность в России приобрёл благодаря международному конкурсу «Романсиада-2008».

Энхбат Тувшинжаргал – после окончания Колледжа музыки и танца г. Улан-Батора поступил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. С 2012 по 2017 гг. принял участие в трёх международных конкурсах. В 2017, после получения диплома консерватории стал солистом Мариинского театра Санкт-Петербурга. С 2019 г. является солистом Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского.

Ведущий концерта – Бронислав Табачников, хорошо знакомый воронежской публике как искусствовед, историк, педагог, член Общественной палаты, и прекрасный конферансье, с огромным опытом работы, в том числе на международных площадках со звёздами оперной сцены. Благодаря его интересным рассказам, об истории создания музыкальных произведений и их авторах, представление стало ещё ярче и интереснее. 

Впрочем, несмотря на все заслуги и регалии, иностранные гости оказались простыми, приятными в общении и даже весёлыми людьми, и в то же время оригинальными, самобытными, разносторонними личностями, яркими представителями своих национальных культур. В чём все журналисты могли убедиться на прошедшей в этот же день пресс-конференции.  В небольшом уютном зале Дома журналистов артисты охотно отвечали на все вопросы о своей жизни и творчестве, много смеялись и шутили, разрушая все стереотипные представления об оперных певцах, как о чрезвычайно серьёзных и недоступных людях.

Концерт открылся увертюрой оперы В. А. Моцарта «Милосердие Тита» в исполнении симфонического оркестра. Она подарила слушателям светлое и радостное настроение. 

В начале второго отделения оркестр исполнил увертюру оперы Дж. Верди «Сила судьбы». Она также прозвучала тревожно и немного грустно, то опускаясь почти до шёпота, то наполняя зал мощными аккордами. Настроение всё время менялось, как жизнь (полоса белая, полоса тёмная).  

Потом на сцену вышел Бронислав Табачников и рассказал о том, что  «Джузеппе Верди прожил очень долгую жизнь, написал 26 опер и сыграл большую роль в объединении Италии». А своё наследство он завещал на строительство Дома Ветеранов в Милане, «в котором до сих пор мастера итальянской оперы, попавшие в тяжёлое материальное положение, содержатся на деньги великого маэстро».

Ария Манон из одноимённой оперы Жюля Массне навеяла светлую грусть. Затем Энхбат Тувшинжаргал с большим мастерством, силой и страстью спел арию Томского из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама».  Дуэт Жермон и Валери из оперы «Риголетто» в исполнении Рамиза Усманова и Салтанат Ахметовой вновь создал лёгкое и радостное настроение, а мощные верхние ноты взорвали зал бурными аплодисментами. Следующее произведение Салтанат исполнила вместе с Энхбатом. То был дуэт Леоноры и графа Ди Луна из оперы «Трубадур» – яростный спор и отчаянные уговоры влюблённой женщины о спасении любимого. 

В целом, программа этого вечера состояла из произведений хорошо известных и любимых ценителями классической музыки. И была подобрана так, чтобы приглашённые исполнители могли в полной мере продемонстрировать все грани не только вокального, но и артистического мастерства. Лёгкие и весёлые арии сменялись грустными, торжественными, лирическими и страстными. Певцы выходили на сцену соло, дуэтами, а в конце все вместе исполнили терцет из оперы «Трубадур», отражавшее зарождение конфликта между графом и трубадуром. Благодарные зрители тепло принимали артистов, сопровождая каждый номер продолжительными аплодисментами. 

Своими впечатлениями охотно поделились супруги Глеб и Елена. «Мы рады, что попали на этот концерт, даже, несмотря на прохладную погоду и проблемы с парковкой, потому что прекрасное исполнение компенсировало все эти неудобства. Нас особенно поразил широкий вокальный диапазон всех исполнителей. Больше всего запомнились финальные произведения второго отделения – дуэт и терцет из оперы «Трубадур», а также открывавшая его увертюра оперы Верди «Сила судьбы». В целом мы получили большое удовольствие».  

Елене, также очень понравился мощный баритон и чёткое, ясное исполнение Энхбата Тувшинжаргала. Она с удовольствием отметила, что в произведениях, исполняемых на русском языке, было понятно каждое слово, несмотря на то, что певец – иностранец, русский язык для него не родной и изучать его он начал достаточно поздно (уже в консерватории). 

Глеб также оценил  высокое качество акустических колонок и их правильную настройку, а ещё ему очень понравилась работа конферансье Бронислава Табачникова, которого он помнил по концертам в Воронежской филармонии. Елена с этим согласилась. Ей особенно запомнился его небольшой рассказ о молодом Рахманинове, повествующий о создании оперы «Алеко», написанной им в девятнадцатилетнем возрасте всего за 17 дней, как дипломный проект.

И в заключение, хотелось бы сказать несколько слов о том, как можно подготовиться к восприятию классической музыки, если есть желание к ней приобщиться. Салтанат рекомендует подойти к этому вопросу основательно – пролушать несколько классических произведений онлайн, выбрать то, что больше понравится, почитать либретто, чтобы понимать, о чём эта история. Но можно, как советуют Энхбад, просто прийти в театр, как в храм и прислушаться к своим ощущениям. С ним согласен Рамиз, который считает, что «если, классика захватила тебя, то уже не отпустит». 

И действительно, театр напоминает храм по той особой атмосфере, которую трудно описать, но можно почувствовать. А классическая музыка сродни духовной по своему благотворному влиянию на человека. Потому позвольте этому высокому искусству войти в ваши сердца и остаться там навсегда. 

Текст - Трубицына Майя
Фото – Андрей Парфёнов