Главные вкладки

20 ноября
2019

«Царская невеста» – к юбилею Николая Римского-Корсакова

ВТОиБ опера юбилей

В честь 175-летия Николая Андреевича Римского-Корсакова в Воронежском театре оперы и балета в ноябре показали три великих шедевра композитора: недавно появившуюся в репертуаре театра «Снегурочку», «Царскую невесту» и «Ночь перед Рождеством». Для участия в проекте главный дирижёр ВТОиБ, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Юрий Анисичкин пригласил, в том числе и солистов из столичных театров.

Так, 15 ноября партию Любаши в опере «Царская невеста» исполнила Полина Шамаева – солистка Московского театра «Новая опера» и Венгерского государственного оперного театра, победитель V сезона конкурса «Большая опера» на канале Россия-Культура, лауреат всероссийских и международных конкурсов. Полина – воспитанница воронежской вокальной школы, в 2006 году она закончила музыкальный колледж имени Ростроповичей, а затем продолжила образование в Москве. На сцене Воронежского театра оперы и балета Полина выступила впервые. Ее красивое, выразительное меццо-сопрано и проникновенное исполнение надолго запомнятся пришедшим на спектакль.

Еще один дебют состоялся в этот вечер для ведущего солиста Воронежского театра оперы и балета Романа Дюдина, которого зрители впервые увидели в роли опричника Григория Грязного. Партия Грязного считается одной из сложнейших в мировой опере. Роман Дюдин выступает в театре много лет, и воронежская публика уже давно полюбила его узнаваемый баритон. В опере «Царская невеста» солисту удалось не только в очередной раз подтвердить свое вокальное мастерство, но и продемонстрировать серьезный артистический талант.

«Царская невеста» – величественная, красивая, но в то же время одна из самых драматических русских опер. Написанная тонко чувствующим и понимающим природу человека Николаем Римским-Корсаковым по одноимённой драме Льва Мея, опера повествует, в первую очередь, о трагичной истории любви, о ревности и страдании, о человеческих страстях и стремлении к счастью. События разворачиваются на фоне правления Ивана Грозного, расцвете опричнины и третьей женитьбы царя. В произведении предлагается собственная версия отравления Марфы Собакиной, пробывшей супругой государя лишь 15 дней. Достоверная с психологической точки зрения прорисовка характеров героев, помещенных в подлинный и хорошо знакомый нам культурно-исторический контекст, делают произведение близким и понятным даже для неподготовленного зрителя.

В первом действии композитор знакомит нас с опричником Григорием Грязным. Безответно влюбленный в красавицу Марфу, уже сосватанную за другого, он закономерно остыл к своей давней любовнице Любаше, и думает только о том, как приворожить девушку. Блестяще исполненные Полиной Шамаевой и Романом Дюдиным две яркие, полные драматизма арии о муках всепоглощающей любви, в самом начале произведения дают понять, что это история с трагичным концом. Лиричная акапелльная песня Любаши на пиру и пронзительная сцена разговора с Григорием, невольно вызывают у зрителя сочувствие к этой отрицательной, по сути, героине.  

Во второй части мы видим красавицу-Марфу (Людмила Солод) и её жениха, Ивана Лыкова (Назарий Немченко). Казалось бы, влюбленных ожидает счастье, но волею судьбы Марфа попадает на смотрины невест к царю, а коварный лекарь Бомелей (Игорь Ходяков) уже готовит свое приворотное зелье. В третьем и четвертом актах драматизм нарастает, события разворачиваются все стремительней и в конечном итоге приводят к гибели всех главных героев. Завершает спектакль эффектная финальная сцена, в которой Марфа, загубленная царская невеста, падает к ногам растерянного Ивана Грозного.  

Опера идет на сцене театра больше двадцати лет. Это классическая постановка с красочными костюмами и декорациями, создающими атмосферу XVI века, какой она предстает в массовом сознании. Все выглядит достоверно и органично, за исключением каких-то очень уж театральных бород артистов хора.

Оркестр под руководством главного дирижера театра Юрия Анисичкина исполнил эту великую оперу очень тонко и деликатно, позволяя зрителю насладиться как чарующей музыкой гениального Римского-Корсакова, так и прекрасными голосами артистов.  

Если вы, как я, только начинаете свое погружение в волшебный мир большой оперы, смело идите на «Царскую невесту». Потрясающая музыка, красивые вокальные партии, яркие декорации и костюмы, зрелищные сцены, увлекательный сюжет и драматическая игра артистов – неудивительно, что это сочинение входит в список 100 лучших мировых опер.

Текст – Елена Цапович, фото – Александр Самородов