Главные вкладки
2022
Воронежцы узнали о жизни и деятельности морского лётчика Яна Нагурского
Школа исторической грамотности ВРКПОО «Наша история» продолжила свою работу в новом 2022 году. Первая трансляция январской онлайн-лекции «Жизнь и деятельность морского лётчика Яна Нагурского» состоялась 17 января в паблике ВРКПОО «Наша история» ВКонтакте.
Спикером выступил кандидат географических наук, доцент кафедры рекреационной географии, страноведения и туризма ВГУ Дмитрий Романович Владимиров.
Лектор сообщил, что интерес к Арктике у него возник во время работы в международной экспедиции на полярном архипелаге Шпицберген в 2008 году и чтения книги Вениамина Каверина «Два капитана».
Знакомя с биографией первого в мире полярного лётчика Яна Иосифовича Нагурского (1888-1976), он отметил проявление его твёрдого характера, стремление к самосовер-шенствованию и профессионализму, сильное желание увидеть мир и Америку. Поляк, рождённый в семье мелкого землевладельца Варшавской губернии Российской империи, получил хорошее образование: Одесское пехотное юнкерское училище (1906-1909), Морское инженерное училище в Санкт-Петербурге. Ян Нагурский пришёл в Императорский Всероссийский аэроклуб, где собиралась элита офицеров, его друзьями стали Игорь Сикорский, Петр Нестеров, он познакомился с теорией воздухоплавания. Под руководством инструктора Раевского осуществил первый вылет и получил хорошую оценку за умение спокойно держать рычаг самолёта.
Целеустремлённый Нагурский окончил Теоретические авиационные курсы при Санкт-Петербургском политехническом институте и Гатчинскую офицерскую воздухоплава-тельную школу. Звание военного лётчика он получил в 1913 году. Одновременно с авиационной подготовкой, в июле 1913 года Нагурский успешно защитил диплом морского инженера и был назначен в Главное Гидрографическое Управление.
Говоря современным языком, темой дня того времени были Арктика и Антарктика. Российское государство занимало твердую позицию по освоению территории Арктики. Адмирал Степан Осипович Макаров писал, что Арктику необходимо осваивать, особую роль отводил Северному морскому пути и ледоколам. В 1912 году были отправлены три русские арктические экспедиции В.А. Русанова, Г.Л. Брусилова и Г.Я. Седова. Спустя два года они считались пропавшими без вести. Выполнение поисковых работ было возложено на Главное гидрографическое управление.
Военный лётчик царской армии Ян Нагурский принимал участие в поисковой миссии. Он летал на самолёте-гидроплане Farman MF 11 весом около 450 килограммов с двигателем мощностью 80 лошадиных сил, развивающей скорость до 90 км/час. Первым видел Арктику с высоты птичьего полёта, налетал более 11 часов. Нагурский внёс существенные коррективы в существовавшие карты, подробно изложил свои наблюдения и разработал рекомендации для последующих полётов в Арктике. Как отметил учёный из ВГУ, Нагурский навсегда вписал своё имя в историю Арктики, стал примером для новых поколений: «Нам есть на кого равняться».
Нагурский был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Затем продолжил службу в морской авиации. Его самолёт был сбит над Балтикой в 1917 году, и он считался пропавшим без вести. После Октябрьской революции Нагурский некоторое время служил в красной авиации. В начале 1919 года, взяв отпуск, он отправился в Польшу и в Россию больше не вернулся. Он не хотел воевать против России, скрывал своё офицерское прошлое, работал на сахарном заводе, в других отраслях. Умер в Варшаве в возрасте 88 лет.
Моим арктическим землякам темы полярной авиации, Северного морского пути близки и понятны, потому что непосредственно связаны с ними. К столетию полярной авиации (2014) мои земляки и гости экспедиции вылетели с аэродрома Амдерма (Ненецкий АО) на архипелаг Новая земля и установили там небесно-голубой памятный знак в честь первого в истории полёта в Арктику и морскому лётчику Российского императорского военно-воздушного флота, гидроавиатору Яну Нагурскому. Памятник напоминает всем, что Россия является колыбелью полярной авиации.
Текст - Ольга Полухина