Главные вкладки
2017
Педагогика: между прошлым и будущим»: журналу «Педагогика» – 80 лет (1937)»
В апреле этого года журнал «Педагогика» празднует свой юбилей: на протяжении 80-ти лет он следит за достижениями отечественной педагогической науки. Учреждённый в 1937 году, за многие годы своей истории журнал стал ведущим научно-теоретическим изданием Российской академии образования, вобрав в себя мысли выдающихся учёных России – А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.К. Гончарова, А.М. Арсеньева, Н.Ш. Болдырева и др. Также журнал публикует и научные материалы зарубежных учёных-педагогов: в их числе специалисты из Германии, Франции, США, Китая, Польши.
Отдел читальных залов Воронежской областной научной библиотеки им. И.С. Никитина подготовил выставку «Педагогика: между прошлым и будущим», которая познакомит Вас с эволюцией журнала, отражающего социальные проблемы общества и последние тенденции образования.
История журнала – это и история нашей страны. Проблемы, поднимавшиеся в нём в 40-е годы, это не просто проблемы образования, это проблемы становления советского общества. Один из животрепещущих вопросов того времени – вопрос начальной военной подготовки в школах (Озолин Н.В. – «Военизированные игры на местности», №5-6, 1943 г.), а также патриотического воспитания молодого поколения, развитие в нём чувства национальной гордости (Феофанов М.П. «Воспитание смелости и мужества»; Данилов М.А. «Воспитание советского патриотизма», № 10, 1941 г.), воспитания в детях ответственности и трудолюбия (Менчинская Н.А. – «Общественно-полезная работа школьников в дни Отечественной войны», №8-9, 1943 г.).
В 50-х и 60-х годах журнал продолжает марксистско-ленинский подход к воспитанию и образованию, подчёркивает влияние первой русской революции на систему образования и призывает к атеистическому воспитанию (Перовский Е.И. – «Атеистическое воспитание в школе», №5, 1955 г.). В то же время, несмотря на идеологические клише, складывается и развивается советская школа (Королев Ф.Ф. «Борьба за создание теоретических основ советской педагогики», №3, 1955 г.). Активно печатаются Сухомлинский В.А., Якобсон П.М., Гончаров Н.К., Королев Ф.Ф., Данилов М.А., Лурия А.Р., Лихачев Б.Т. и многие другие выдающиеся учёные и педагоги.
Журнал «Советская педагогика» внимательно относился к освещению развития педагогической науки за рубежом, перенимая положительный опыт других стран. В рубрике «По страницам зарубежных журналов» регулярно печатались переводные статьи многих иностранных изданий – польских, венгерских, болгарских, чехословацких и др., а также обзоры на иностранную научную литературу (Ткачева Е.И. «Новые тенденции в английской педагогике», №8, 1969 г.).
В 1980-е – 2000-е годы деятельность «Педагогики» отражает становление и развитие нового государства и системы образования. Но несмотря на политические события в стране, журнал всегда открыт новым научным исследованиям и поднимает важные проблемы теории педагогики, предоставляя специалистам своего дела поле для профессиональных дискуссий (Кожекина Т.В. «Экспериментальная модель: аэрокосмическая школа», №9, 1990 г.; Джуринский А.Н. «Идеи образования: проблемы и риски», №6, 2016 г.).
Экспозиция будет интересна всем неравнодушным к истории нашей страны, а также к проблемам образования и воспитания.
Выставка будет работать с 20 апреля по 13 мая 2017 года. Ознакомиться с выставкой можно по адресу: пл. Ленина, 2, холл второго этажа.