Главные вкладки

6 февраля
2023

Открытие Года педагога и наставника в Никитинке (проект «Учимся учиться и учимся учить»)

никитинскаябиблиотека
воронеж
общество
культура
педагог
годпедагога
волонтерыкультуры
нашаистория

6 февраля 2023 года в отделе естественнонаучной и технической литературы Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина прошло открытие Года педагога и наставника в России, призванного утвердить особый статус педагогических работников (в том числе выполняющих наставническую деятельность) и повысить престиж профессии учителя.

В начале мероприятия состоялась презентация проекта «Учимся учиться и учимся учить», приуроченного к Году педагога и наставника, а также открытие книжно-иллюстративной выставки, сопровождающей проект – «Естественнонаучный контекст русской литературы. Часть вторая».

Вслед за церемониальной частью началась содержательная – лекция А. А. Фаустова «Что такое семиотика?». Спикер – доктор филологических наук, профессор филологического факультета ВГУ.

В ходе лекции слушателям был предложен краткий обзор истории и теории семиотики. Эта наука зародилась на рубеже XIX-XX веков: именно тогда в философии под вопросом оказался статус объекта, что, например, дало основание известному учёному Д. Дьюи афористически заключить, что «истина – это не существительное, а прилагательное» (то есть даже научное знание подвержено временной изменчивости).

В семиотике имеется 3 учёных-патриарха, независимо друг от друга сформулировавших основные положения данной науки – это Фердинанд де Соссюр, Чарльз Пирс и Готлоб Фреге. Проблема в том, что каждый из них в известном смысле создал свою «семиотику» – совместить их теории возможно лишь при известном методологическом упрощении каждой.

На лекции Андрей Анатольевич подробно остановился на подходах к семиотике каждого из трёх учёных, описав их особенный взгляд на эту науку.

Слушатели узнали, что Ф. де Соссюр ввёл в научный оборот ключевые понятия семиотики – означаемое и означающее и освободил знак от объекта, указав на главенствующую роль знака по отношению к человеку.

Также оказалось, что Г. Фреге утверждает, что мы редко имеем дело с объектом самим по себе – чаще всего человек взаимодействует со смыслами. Смысл становится своего рода четвёртым измерением объекта.

Наконец Ч. Пирс, не зная о существовании Фреге, «превращает» его треугольник в прямоугольник: четвёртая вершина – человек (интерпретатор). При этом человек становится ключевой фигурой конструкции, поскольку любой объект может выполнять знаковую функцию, если он будет соответствующим образом интерпретирован людьми. Кроме того, речь шла о типологии знаков Пирса: иконах, индексах и символах

В завершение был поднят вопрос о необходимости науки семиотики. Здесь возможны несколько ответов:

  • методологический аппарат семиотики и типология знаков могут помочь любому учёному лучше понять объект исследования;
  • Ч.У. Моррис (последователь Пирса) пророчил семиотике роль мета-науки, чьё призвание состоит в освобождении обычных людей из плена знаков;
  • советские учёные мыслили семиотику как главную гуманитарную науку (по аналогии с естественными науками, где первенствует математика).

После лекции между зрителями и спикером состоялся интересный и глубокий разговор. За лучшие вопросы было вручено 2 подарка – книги известного советского семиотика Юрия Михайловича Лотмана «Внутри мыслящих миров».