Главные вкладки

8 апреля
2016

Выставки VI Платоновского фестиваля искусств

выставка
Платоновский

7 апреля в областном доме журналистов прошла пресс-конференция с директором Платоновского фестиваля - Михаилом Бычков. В ходе встречи журналистам было рассказанно о том,  каких сюрпризов ждать от выставочной программы Платоновского фестиваля этого года. 

"Петроградский авангард 1915 – 1925 годов"

Выставка пройдет в музее имени И.Н. Крамского, со 2 июня по 10 июля

Платоновский фестиваль искусств вновь сотрудничает с Русским музеем, что открывает нам возможность предвосхитить "Масштабную выставку петроградского авангарда 1915 – 1925 годов", которая откроется в Русском музее осенью, но до этого на Платоновском фестивале искусств будет показана её значительная часть. В воронежской экспозиции – более 100 работ, живопись и графика художников, входивших в сообщество «Квартира №5», среди которых – Казимир Малевич, Лев Бруни, Натан Альтман, Владимир Татлин, Николай Тырса, Пётр Митурич, Пётр Львов, Святослав Нагубников, Николай Лапшин, Владимир Лебедев, Николай Купреянов и Алексей Успенский.

Причем здесь Андрей Платонович Платонов?

Общественная мысль во времена Андрея Платоновича иногда рождалась именно в "Квартире №5", которая дала название литературно-художественному кружку, находилась в здании Академии художеств в Петербурге. Здесь располагалась мастерская Льва Бруни, в которой собирались молодые художники и поэты для обсуждения художественной жизни и литературных чтений. В квартире №5 также бывали Осип Мандельштам, Велимир Хлебников и Владимир Маяковский.

Здесь встречались художники разных взглядов, большинство из которых отрицало футуризм, стремясь к простоте форм и большей реалистичности. "Мы рано поняли, что приём, которым с ошеломляющим успехом и в то же время неумеренно пользовались первые участники футуристического движения – эпатировать буржуа – этот прием был вреден и неуместен в условиях 1915–16 годов. Он был вреден, потому что приучал относиться к искусству как к скандалу, снимал качество и действительный смысл художественной борьбы; он был неуместен, потому что “буржуа” были уже настолько “эпатированы” войной – этим футуристом, шагавшим по шару в кровавой кофте не прекращавшихся закатов, – что эпатировать их дополнительно было попросту глупо", – писал идеолог «Квартиры №5» Николай Пунин.

"Когда я вырасту". Персональная выставка Владимира Дубосарского

Выставка пройдет в музее имени И.Н. Крамского (3 этаж), с 4 июня по 10 июля

Владимир Дубосарский – известный российский художник, чьи работы находятся в собраниях Русского музея, Третьяковкой галереи, парижского Центра Помпиду, авиньонского Музея современного искусства и во многих других музеях и галереях. "Когда я вырасту" – серия работ, основанных на иллюстрациях советского художника Владимира Конашевича, одна из них так и называется "Когда я вырасту". Владимир Дубосарский наполняет эти чёрно-белые рисунки цветом и делает из своей детской книжки экскурс в историю.

Причем здесь Андрей Платонович Платонов?

В экспозиции собраны как ранние работы художника (конец 80-х годов), так и новые (2013-2015 годы). Выставка в первую очередь связана с детством автора, но в то же время она созвучна творчеству Андрея Платонова – особенно ранние работы, выполненные на закате Советского Союза. Это картины, связанные с крестьянской историей – "Земля", "Похороны", "Девочка с курицей", – отсылающие к суровому стилю 60-х годов. Или новая работа "Солдатик удачи" (2015), изображающая детскую игрушку и поднимающая в памяти тему войны и сиротства. Интонация и образная структура этих картин соответствуют духу платоновской эпохи.

"Театр Таирова и Коонен"

Выставка пройдет в Выставочном зале на Кирова, 8, со 2 июня по 30 июня

В экспозиции выставки «Театр Таирова и Коонен» представлено более 70 подлинных предметов из коллекции Музея имени А.А. Бахрушина – макеты декораций и персонажей (куклы), реконструкции костюмов, а также эскизы костюмов и декораций. В том числе работы к знаковым спектаклям Камерного – «Сакунтала» (1914), «Саломея» (1917), «Федра» (1922), «Оптимистическая трагедия» (1933), «Мадам Бовари» (1940), к спектаклю, повлёкшему трагические последствия для Камерного театра, опере-фарсу на музыку А.П. Бородина «Богатыри» (1936). В главной роли в этих постановках блистала Алиса Коонен.

Причем здесь Андрей Платонович Платонов?

Творческая мысль объединяет все искусство первой половины 20-го века. Камерный театр в Москве существовал с 1914 по 1949 год. Он снискал мировую известность (гастроли проходили в Европе и даже Южной Америке) и стал ярчайшим явлением XX века. Камерным восхищались Бернард Шоу, Бертольт Брехт и Юджин О’Нил, но даже мировое признание не уберегло уникальный театр от гибели. Сегодня в историческом здании располагается Московский театр им. А.С. Пушкина.

Имя основателя и главного режиссёра Камерного театра – Александра Таирова – стоит в одном ряду с именами Станиславского, Мейерхольда и Вахтангова. Реформатор сцены стремился к созданию «синтетического театра», воспитанию актёров виртуозного драматического мастерства, музыкальных и владеющих пантомимой.

Этот театр был для Александра Таирова и его музы, жены и главной артистки Камерного Алисы Коонен не только местом работы и творчества, но и домом – их квартира располагалась в стенах театра, здесь же жили художники, оформлявшие спектакли, среди которых – Павел Кузнецов, Александра Экстер, Александр Веснин, братья Владимир и Георгий Стенберги, Вадим Рындин и многие другие.

"Незавершенный Эйзенштейн". Стендовая реконструкция замысла фильма "Да здравствует Мексика!"

Выставка пройдет в Арт-центре "Коммуна", со 2 июня по 14 июня.

Выставка состоит из 300 кадров фильма «Да здравствует Мексика!» (1930-1932), 40 фотографий рабочих моментов этого фильма, 40 напечатанных копий мексиканских рисунков Сергея Эйзенштейна и 16 «сопровождающих кадры» рисунков. Это копии рисунков, оригиналы которых хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ).

Выставка создана специально для Платоновского фестиваля Наумом Клейманом – российским историком кино, одним из крупнейших специалистов по творчеству Эйзенштейна, директором «Эйзенштейн-Центра» и главным редактором журнала «Киноведческие записки».

Причем здесь Андрей Платонович Платонов?

В основе выставки «Незавершенный Эйзенштейн» – незаконченный фильм великого режиссёра «Да здравствует Мексика!», а также идея, что жизнь и творчество гениев не завершается их смертью – оно продолжается в других временах, обретая новые значения.
удьба фильма «Да здравствует Мексика!» удивительна. В 1929 году съёмочная группа в составе трёх человек – режиссёр Сергей Эйзенштейн, оператор Эдуард Тиссэ и режиссёр Григорий Александров – отправилась в Мексику. Однако в самом разгаре съёмок Иосиф Сталин отозвал группу, а весь отснятый материал остался в Америке, поскольку права на него принадлежали кинокомпании. 

Плёнка попала в Советский Союз почти полвека спустя, когда уже были мертвы Эйзенштейн и Тиссэ. В 1979 году Григорий Александров завершил фильм «Да здравствует Мексика!», восстановив ход съёмок и предполагаемый авторский монтаж по написанному в 30-х годах либретто. Однако существует и вторая версия фильма – «Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия», созданная в 1998 году сценаристом, режиссёром и историком кино Олегом Коваловым.

Обе версии, а также ретроспектива фильмов Эйзенштейна, документальный фильм о нём «Дом мастера» и картины других режиссёров эпохи раннего звукового кино будут показаны в арт-центре «Коммуна».

"Практики взросления". Александр Шишкин-Хокусай

Выставка пройдет в Арт-центре "Коммуна", со 2 июня по 14 июня

В арт-центре «Коммуна» – бывшей типографии газеты «Коммуна» на проспекте Революции 39 Б – будет представлена масштабная инсталляция Александра Шишкина-Хокусая «Практики взросления». Она состоит из множества фигур, сделанных из фанеры и расписанных художником вручную. В зависимости от специфики здания и освещения инсталляция каждый раз адаптируется под новую площадку. Впервые она была показана на выставке «Вспомни завтра» в Музее стрит-арта в Санкт-Петербурге в 2015 году. Затем работа побывала в Уфе, и наконец, приезжает в Воронеж.

Сюжет инсталляции показывает ритуальность передачи знаний – урок похож на мессу. Взросление по Шишкину-Хокусаю есть встраивание индивида в абсурдную и репрессивную систему общественных отношений, которая транслируется в культуре через институты воспитания и образования – такие, как церковь и школа.

Причем здесь Андрей Платонович Платонов?

Александр Шишкин – известный российский театральный художник, лауреат театральной премии имени К.С. Станиславского, многократный лауреат национальной театральной премии «Золотая Маска» и других наград. Постоянный соавтор режиссёров Андрея Могучего и Юрия Бутусова. Работал в Александринском театре, БДТ им. Г.А. Товстоногова, Театре им. Ленсовета, МХТ им. А.П. Чехова, РАМТе, «Сатириконе» и других театрах. На Платоновском фестивале будет показан спектакль «Пьяные» (режиссёр – Андрей Могучий, художник – Александр Шишкин).

В своей нетеатральной деятельности художник использует псевдоним. Александр Шишкин-Хокусай занимается живописью, а также создает инсталляции и перфомансы, в которых, как и в театре, он причудливым образом заселяет любое пространство. Номинировался на премию Кандинского. Его выставки проходили в России, Ирландии, Франции, Финляндии и других странах.

Хокусай – псевдоним, позаимствованный у великого японского художника: «...я обыгрываю свою фамилию. Шишкин работал с природой. Но к ней я добавил антагониста Шишкина-Хокусая. Хокусай – с персонажами, с фигуративной пластикой, актерской в каком-то смысле. Таким образом я для себя зашифровываю два вектора: Шишкин как средовой момент, а Хокусай как психодрама, работа с гомо сапиенсом», – говорит художник в одном из своих интервью.

"Inverso Mundus / Перевернутый мир"

Видеоинсталляция группы AES+F

Совместно с Мультимедиа Арт Музеем и галереей «Триумф» пройдет в Арт-центр «Коммуна» со 2 июня по 14 июня

Inverso Mundus – это видеоинсталляция арт-группы AES+F, в которой художники, обращаясь к позднему Средневековью и эпохе Возрождения, переносят идею «мира наизнанку» в XXI век.

Перевернутый мир – популярная тема в европейском искусстве переходного времени, вызванная сломом средневековой системы ценностей под натиском новых знаний о мироустройстве. Народное творчество, в частности фольклор и лубок, отреагировало на эти изменения едкой сатирой, высмеивавшей соединение несоединимого. К этой теме обращались и великие художники: мотивы «перевёрнутого мира» можно проследить в работах Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего и Франсиско Гойи.

Старинная гравюра Inverso Mundus («перевернутый мир» в переводе с латыни) изображает свинью, потрошащую мясника; ребенка, наказывающего учителя; человека, несущего на плечах осла; мужчину и женщину, обменявшихся костюмами и ролями; нищего, величественно подающего милостыню богачу; чертей, химер и саму смерть – то с косой, то в маске чумного доктора.

В интерпретации AES+F абсурдные сюжеты ушедших эпох разворачиваются в современной обыденности, история повторяется: мир снова трансформируется, а устоявшиеся ценности подвергаются сомнению.

Евгений Турбин