Главные вкладки
2024
Выставка «Социалистическое вещество»
Показана жизнь человека так, как её видит художник, который добавляет изобразительности, ярких цветов и личных переживаний.
До 30 июня в выставочном зале на ул. Кирова, 8, в рамках Платоновского фестиваля искусств, открыта выставка «Социалистическое вещество» Сергея Гавриляченко. Экспозиция включает в себя более пятидесяти работ художника из циклов «Родительский день», «Как душа с телом не желает расставаться!», «Русские малые».
Сергей Гавриляченко является народным художником Российской Федерации, профессором МГАХИ им. В.И. Сурикова и ВГИК им. С.А. Герасимова и членом-корреспондентом РАХ.
Представленные на выставке работы меланхоличны и камерны: отражают присущие главным героям чувства одиночества и тоски. Здесь нет радостных сюжетов и излишнего оптимизма. В центре внимания автора жизнь обычного человека. Отсутствуют геройство или красивые пейзажи. Всё заурядно и буднично.
На картине «Дом опустел. Последний поклон» показан пожилой человек, который стоит спиной к зрителю. Чувствуется боль героя по оставляемому им дому. Он, будучи последним жителем, покидает его навсегда. Как только пожилой человек закроет дверь дома, где отмечали праздники, слышались детские голоса и смех, он опустеет, начнёт разрушаться, превратится в руины и исчезнет навсегда, как и его последний обитатель. В этом сюжете прослеживается родство человека и его дома. Схожей тематике посвящена и картина под названием «Последний отъезд». Изображены тамбур поезда и пожилые родители, провожающие своего ребенка. Поезд только-только начал движение: можно увидеть тоску и смирение перед разлукой, которая станет вечной. Все понимают, что видятся в последний раз, и покоряются судьбе.
Некоторые работы Сергея Гавриляченко выполнены с отсылкой на голландского художника Якобуса Вреля, загадочной и призрачной фигуры в мире искусства, о которой до сих пор не сохранилось никаких достоверных данных: неизвестно ни место, где он жил, ни дат его жизни. Единственное, что сохранила для нас история искусства — это то, что большинство его работ относятся к периоду с 1654 по 1662 годы. Большинство полотен он посвятил несложным сценам из повседневной жизни голландских городков XVII века. При всей простоте его работы обладают загадочностью, и их несложный сюжет требует расшифровки, как и сама личность автора.
Картины Сергея Гавриляченко также окутаны тайной. Это не красивые городские пейзажи, нет здесь увлекающих внимание сцен, полных драматизма. Всё, с одной стороны, буднично, прозаично, но, с другой стороны, необычно. Многие сюжеты являются странными для живописи. Например, работа «Старик-сын на могилах родителей». Перед нами представлено изображение кладбища. Здесь отсутствует сюжет: показан лишь пожилой человек среди крестов и надгробий. Казалось бы, ничего не происходит, однако в то же время происходит то, что трогает каждого, а именно, обречённость и тоска. Здесь не нужны какие-то особые выразительные средства или замысловатый сюжет, поскольку всё понятно и так.
Представленные на выставке работы Сергея Гавриляченко — это мир простого и сложного, в котором за обыденным сюжетом скрывается необыкновенное напряжение, и каждая картина увлекает зрителя в необыкновенный мир простоты в сложном.
Текст и фото - Владислав Ходаковский