Главные вкладки

23 августа
2019

Выставка о российском дизайне: от авангарда до современности

выставка
дизайн
музей им. Крамского

8 августа в Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского состоялось многолюдное открытие выставки «История российского дизайна 1917–2017». Это первый проект, рассказывающий о развитии отечественного промышленного дизайна, начиная с 1917 года (когда, по мнению историков, дизайн зарождался как профессиональная сфера деятельности) и до современного периода 1990–2017 гг.

Выставка, уже побывавшая в нескольких городах России, сразу же планировалась Московским музеем дизайна как передвижная, а потому сконструирована не зависящей от интерьера выставочного зала: экспонаты легко собираются и устанавливаются на ящики, в которых и были привезены. Экспозиция включает в себя не только созданные образцы, характерные определенным периодам развития дизайна, но и уникальные разработки, которые не были запущены в производство, однако отражают присущие этим периодам дизайнерские тенденции.

В рамках открытия выставки директором по развитию Московского музея дизайна, историком искусства Ольгой Дружининой была поведена кураторская экскурсия с описанием экспонатов и рассказом интересных исторических фактов.

После Октябрьской революции новое государство нуждалось в новом визуальном языке, радикально отличном от буржуазных форм, который бы отражал произошедшие социальные и политические изменения в обществе и нес агитационную функцию. Революцию в графическом дизайне сделать было проще, чем в других сферах. С манифеста Алексея Гана «Конструктивизм» в оформлении книг, журналов и плакатов художники-авангардисты прибегают к игре со шрифтами (размер, толщина) при использовании минимального набора цветов (белого, красного, черного), что позволяет создавать броские рисунки. Яркий пример тому плакат «Лучших сосок не было и нет», созданный тандемом «реклам-конструкторов» Александром Родченко и Владимиром Маяковским для «Резинотреста». На выставке также можно увидеть плакаты Густава Клуциса, широко применявшего технику фотомонтажа, позволяющего внести динамичность в изображение.

В 20-е годы художники-авангардисты приходят на производство, где демонстрируют отказ от фигуративной живописи и внедряют использование плоских форм в различных сочетаниях. Основатель супрематизма Казимир Малевич придумал сервиз как своеобразную комбинацию геометрических форм, рассекаемых параллелями, одна из которых делит чашки пополам. Заглянуть в гости «на полчашечки», то есть ненадолго, – это был повод для друзей художника, послуживший идеей для его будущего творения.

Задачей производства становится воспитание людей новой формации через предметы быта. Даже во время приема пищи и мытья посуды происходило приобщение к идеологии революционного государства. Императорский фарфоровый завод (в советское время названный Ломоносовским) первым начал выпуск агитационной фарфоровой посуды. Так, на выставленных тарелках и чашках вместо привычных цветочков и вензелей изображены символы революции – плуг и молот, флаги в окружении геометрических фигур, инструментов, деталей машин и лозунгов.

Предметом бытовой агитации становится и одежда: незамысловатые формы, отсутствие декоративных элементов, с орнаментом тканей из геометрических фигур, тракторов, убирающих урожай крестьян и прочих рисунков, отражающих жизнь рабоче-крестьянского трудового общества.

Новые предметы быта должны были характеризоваться не только простотой, но и практичностью. В 1925 году Александр Родченко разработал проект «Рабочий клуб» – место для интеллектуального досуга трудящихся. «Рабочий клуб» был подготовлен для международной выставки в Париже и удостоен серебряной медали. Этот проект с его простотой, компактностью, многофункциональностью и трансформируемостью олицетворял новый взгляд советского общества на жизненное пространство и уклад в противовес эстетики буржуазного вкуса с его роскошью, изощренностью и громоздкостью форм. На выставке можно увидеть один из предметов мебели в «рабочем клубе» – макет шахматного стола на двоих с поворотной доской, устроенный так, чтобы игроки могли меняться цветом фигур, не вставая с мест. Оригинальностью дизайнерских и конструктивных решений проект производит впечатление прародителя современного стиля организации офисного пространства, без малого на век опередившего свое время.

В 30–40-е годы в связи с началом массовых репрессий, а затем и военного времени, развитие дизайнерских идей в стране прекращается. В 50-е годы у оправившегося от Великой Отечественной войны населения возникает потребность в хороших красивых вещах. Промышленность, еще недавно ориентированная на ВПК, хоть и выпускала качественные товары народного потребления, но эстетический запрос удовлетворить не могла. Возникает ситуация затоваривания. Для решения этой проблемы в 1962 году создается Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) в соответствии с постановлением Совета Министров СССР №349 «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». С помощью такой терминологии заменяется употребление слова «дизайн», которое считалось буржуазным и призывавшим к покупке все большего и большего количества вещей.

ВНИИТЭ, имея головное отделение в Москве и десять филиалов по всему СССР от Прибалтики до Дальнего Востока, вырабатывал общую централизованную методологию художественного конструирования и осуществлял контроль за качеством выпуска продукции. Специалисты института осуществляли глубокое предпроектное исследование, производили обширный анализ запросов покупателей.

Так, экспозиция выставки включает макет проекта «перспективного такси», разработанного в 1964 году. В отличие от существующих на тот момент автомобилей, в нем был перенесен назад двигатель и опущен пол, что увеличивало полезное пространство внутри салона и обеспечивало удобство посадки пассажиров с детьми, тяжелыми чемоданами или в инвалидных креслах-колясках. Проект предусматривал автоматическое управление пассажирской дверью, что позволяло водителю лишний раз не выходить из машины, уменьшало занимаемое во время стоянки место и исключало возможность для пассажира убежать, не оплатив проезд. Водитель был отделен от пассажирской зоны, что обеспечивало его безопасность и защиту от инфекционных заболеваний. Несмотря на то, что один из опытных образцов «перспективного такси» успешно прошел испытания на дорогах Москвы, автомобиль не был запущен в серийное производство, поскольку предприятия не были готовы к столь оригинальной конструкции. Жаль, что эта идея, по сути первого в мире такси-минивэна, была реализована спустя 15 лет уже европейскими и американскими автопроизводителями и получила широкое распространение.

К сожалению, разрыв между продуманным, далеко идущим дизайном и неподготовленной технологической производственной базой был характерен для того периода. Но экспозиция выставки дает возможность рассмотреть пример и успешно реализованного проекта. Речь идет о самосвальном автопоезде БЕЛАЗ-548В.

В советский период 1950–80-х годов основные инновации в стране были связаны с автомобильной промышленностью. При разработке кабин для водителей широко применялась эргономика (то же самое инженерная психология) – изучение взаимодействия человека с механизмом с целью создания наибольшего удобства и безопасности. Бывали ситуации, когда при испытании нового трактора, например, водителя обвешивали всевозможными датчиками, информацию с которых оценивали специалисты, следовавшие в машине позади.

Также нельзя не упомянуть о широком распространении в советском дизайне космической темы. В качестве выставочных экспонатов представлены подстаканник с изображением звездного неба и упаковки кондитерских изделий с изображением знаменитых собак-космонавтов Белки и Стрелки.

Никого не оставит равнодушным такой выставочный экспонат как домашний телерадиокомплекс «СФИНКС» – аналог умного дома, предполагавший использование трех видов датчиков: одни измеряли температуру, освещение, влажность и пр. в помещении; другие – температуру, давление, частоту сердцебиения человека. При их анализе подбирались наиболее благоприятные условия жизнедеятельности. Третий тип датчиков располагался в машине, чтобы хозяева дома могли управлять системой удаленно. И это разработка 1986 года! Такой комплекс мог быть создан на основе существующих на тот момент технологий, но не хватило организационной инициативы.

На выставке представлены и игрушки. Советская игрушка должна была не столько развлекать ребенка, сколько образовывать. Даже неваляшка, оказывается, должна была, по мнению психологов, учить детей стойкости. Отличительной особенностью было то, что разрабатывалось много игрушек коллективного пользования: игры, конструкторы и пр. Наряду с охранением формы игрушек существовала идея использования новых материалов. Например, активно применялся пластик.

На примере экспонатов, соответствующих этапу 1990–2017 гг., можно проследить некоторые тенденции в современном дизайне:

‒ удобство и компактность (портативное зарядное устройство ONE);

‒ многофункциональность (аэробраслет, портативный кинопроектор «CINEMOOD»);

‒ высокотехнологичность в сочетании c эстетичностью форм (макет гоночной машины «Маруся», факел Олимпийских игр 2014 года в Сочи);

‒ высокий уровень эргономичности (макет интерьера пилотируемого космического корабля «Федерация»);

‒ понятность в использовании изделия (фильтр для очистки воды «Барьер»);

‒ адаптивность к изменяющимся внешним условиям (часы White & White Clock);

‒ безопасность и экологичность (игрушки компании «Шуша» из натуральных материалов).

Что касается современного графического дизайна, то сейчас распространены два стиля: первый – ненавязчивый, со спокойным фоном, выделяющим текст; а второй – яркий, «активный».

Во время торжественного открытия выставки организаторы высказали благодарность компании СИБУР за поддержку выставочного проекта по программе «Формула хороших дел». Было отмечено, что содействие в рамках этой программы на территории Воронежской области осуществляется уже четвертый год и что в области культуры оно набирает все большие обороты. Выставка интересна не только людям специальных профессий, но и всем жителям и гостям города вне зависимости от возраста. Добро пожаловать! Приходите сами, приглашайте друзей и коллег!

Выставка будет работать до 29 августа, вход свободный.

Текст и фото – Мария Миронова