Главные вкладки
2025
Выставка «Диалог с моделью»

Чистый лист бумаги, быстрая работа художника и перед нами через разрозненные штрихи, всё ярче и ярче просматривается образ того, что хотел изобразить художник. Набросок. Часто, он имеет только вспомогательную функцию, помогающую автору зафиксировать какую-то область действительности, чтобы, в будущем перенести её на холст. Посещая крупные галереи, мы видим большое число работ художника, подготавливающего его к большому, важному для творческой жизни автора, полотну. Так, например, один из ведущих представителей импрессионизма Эдгар Дега во время поездки в Италию в 1850 году сделал большое число набросков, многие из которых стали в дальнейшем его картинами и фресками. На протяжении своей жизни в своих тетрадях он делал короткие зарисовки артистов балета, парижских прачек и других заинтересовавших его людей, сохранив их изображение для истории. Вот так короткий набросок запечатлел для нас лица и жесты людей давно минувшей эпохи.
23 марта завершила свою работу выставка «Диалог с моделью», проходившая в Доме архитектора. Здесь набросок не является подготовительным этапом к большой картине, а сам становится предметом искусства. Одна из участниц выставки Юлия Дмитриева так высказалась об идее выставки: «Нам хотелось рассказать в первую очередь о легкости искусства наброска, о попытке уловить характер или движение за считанные мгновения.
Наброски - это упражнение с самим собой. Это концентрат творчества и возможность уловить мимолетный образ. Такая практика заставляет найти прекрасное в любом человеке. Влюбиться за 15 минут рисования...».
Экспозицию составили работы семи художниц: Александры Бондаренко, Кристины Михайловой, Юлии Дмитриевой, Людмилы Бобровской, Златы Талашко, Ирины Львовой и Галины Симоновой. Они вместе пригласили зрителя задуматься над вопросом о природе наброска и о возможности наброску существовать без привязки к большой картине, а остаться законченным художественным высказыванием. Здесь автор не вносит каких-то правок в дальнейшем, а оставляет всё так, как в момент, когда он увидел модель впервые. Своё впечатление о встрече, своё отношение к модели, свой диалог с ней.
Приходя в мастерскую «Фовист», где и происходили зарисовки с натуры, художник перекладывает на бумагу то, что он увидел в момент встречи с моделью. Если большая картина подчинена творческому замыслу художника, то набросок сам по себе остаётся художественной идеей и её воплощением. Автор работает не со своими идеями, а с тем, что он видит в каждый конкретный момент и это становится его финальной работой. В этом и заключается магия наброска, передающая реальность в том виде, в котором её увидел автор. Разные модели, разные художники, разное восприятие ими одного и того же человека и разное воплощение увиденного на бумаге.
Текст и фото - Владислав Ходаковский