Главные вкладки
2022
Воронежцы узнали о свадебных традициях своего края
Увлекательно и популярно заслуженный деятель искусств РФ, профессор Воронежского государственного института искусств Галина Сысоева рассказала об обрядовых традициях в воронежских сёлах. Беседа-концерт, состоявшаяся 13 февраля в областной универсальной научной библиотеке имени И. С Никитина, никого не оставила равнодушным.
Воронежцы узнали, почему невеста горько плакала на печи, что обозначает одна коса невесты и две у замужней женщины, почему глядельщики смотрят на свадьбу в окна дома или во дворе.
Зрители разных возрастов выяснили, что жизнь человека: рождение, детство, юность, семейная жизнь и смерть всегда обставлялись обрядами, которые закрепляли переход человека от одного состояния к другому. Лектор Галина Сысоева рассказала о традиционной свадьбе и южнорусских песенных традициях, разобрав поэтапно все ступени старинного обычая гулять свадьбу.
Семейная жизнь – главное, к чему стремится человек. Глубокий знаток фольклора Г.Я. Сысоева рассказала об особом сценарии свадьбы и обрядов свадебного дня, который отнесен академиком К.В. Чистовым как «вирилокальные, т.е. сосредоточенные на территории будущего мужа».
Названы основные предсвадебные действия и их названия:
- Сватовство. Оно было многоэтапным, потому что боялись отказов. Ходили впотай (тайно, без жениха, чтобы присмотреться к невесте). Второй раз – разговор, на котором делали своды невесты и жениха, спрашивали их согласия на брак, заручались поддержкой со стороны семьи жениха. Заключительное действие – богомолье с чтением молитвы «Отче наш» при согласии.
- Дворогляденье, называемое: дворы смотреть. Не приветствовали наши предки жениха из соседнего села, лучше из своего. Иногда вместо жениха приносили богатую шапку как знак его благосостояния. Необычная для современника традиция – обмерять окна и двери дома жениха. Невесте предстояло украсить его дом новыми шторами, рушниками, пол устелить ткаными дорожками. Галина Яковлевна поделилась детскими впечатлениями о традиции мастерства будущей жены: «Изба горела огненными яркими цветами штор, рушников, кружевными накидками подушек на кровати».
- Сговор (договор), на котором близкие родственники оговаривали все расходы и сроки свадьбы. За этот срок – от 3 до 5 недель – невесте вместе с подружками предстояло сшить приданое невесты, которое складывали в сундук. В нём обычно лежало постельное белье и 12 панёв (верхняя одежда). Иногда срок свадьбы смещался от полугода до года.
- Пропой, иногда совмещённый со сватовством или сговором. Этот этап обряда имел и другие названия: запой, запевушки. Отказ от свадьбы был невозможен. Никогда не дарили скот, но могли додаривать (дарить позже) на Масленицу. Невеста обязательно готовила наряд жениху своими руками. Если этого не было, такую свадьбу наши предки называли беспартошной (от авт. – портки (брюки)).
- Девичник – вечер накануне свадьбы в доме невесты, на который она собирала подруг для прощания. Прощание с девичеством сопровождалось многими ритуальными действиями.
- Свадьба могла длиться несколько дней. Этот ритуал должна видеть сельская община, которая должна принять в своё общество рождённую новую семью, новое качество «рождённых» жены и мужа вместо холостых девушки и парня. «Иначе стыдно», – говорили в селе. Поэтому глядельщики зимой смотрели в окна, летом – во дворе стояли и видели праздник собственными глазами. В Воронежской области издавна существовал обычай гулять свадьбу на «два стола», который проводился вплоть до 40-х годов прошлого столетия.
- В первый свадебный день происходило обряжение и посад невесты на печи, приезд женихова поезда, выкуп приданного и самой невесты, которую часто прятали, благословение невесты, короткий стол, за который сажали только женихову родню, отъезд на венчание невесты и жениха в разных повозках. После венчания – возвращение в дом невесты, где их встречала мать с пирогом, выкуп стола, надевание кокошника (повивание) молодой, посад молодых на печь, куда им подавали еду, свадебное застолье.
- Второй день свадьбы – в доме жениха. Обычно в это день проходили дары, молодых величали. Старинный обычай гулять свадьбу увидели зрители на сцене Никтитинской библиотеки.Артисты в ярких костюмах – студенты и преподаватели фольклорного ансамбля «Воля», который существует с 1989 года при кафедре этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств, под старинную песню «Прощай, у нас ныне белый день» окунули в свадебное действо. Мы узнали, что одна коса девушки – это её волы, две косы замужней женщины – воля мужа и жены, как одаривают родителей мужа, как зажигательно отбивают дробь каблучки гостей.
Четвёртая беседа-концерт «Традиционная свадьба в воронежских сёлах» Галины Яковлевны Сысоевой пополнила наши знания южнорусскими песенными традициями, которые сопровождались выступлениями фольклорного коллектива «Воля», овладевшими специфическими приемами звуковедения мелодических линий. Мы познакомились свидеороликами о праздновании свадеб в регионе, записанные и изученные в этнографических экспедициях, нам продемонстрировали и рассказали о деталях подлинных костюмов артистов, имеющих музейную ценность.
Автор текста и фотографий: Ольга Полухина