Главные вкладки
2020
Воронежцам рассказали о философии камерного жанра музыки
5 октября, во второй день фестиваля «Воронежская камерата» состоялась лекция известного журналиста, музыкального критика Гюляры Садых-заде на площадке областного Дома журналистов.
Публицист, автор более 3 тысяч журнальных и газетных статей в российской прессе, Гюляра Садых-заде доступно рассказала гостям фестиваля о камерной музыке.
Фестиваль «Воронежская камерата», который третий год проходит в нашем городе, «заходит» в слушателей, а это означает, что камерная музыка услышана ими, общество стабильно в наше неспокойное время. Лектор авторитетно заявила о позитивном факте: там, где звучит камерная музыка, там находится оазис спокойствия.
Гюляра Садых-заде разъяснила разницу в звучании между большим оркестром и камерным музыкальным ансамблем, в последнем музыка децентрализуется и слышен каждый инструмент.
В XVI-XVII веках светскую музыку, в отличие от церковной, называли камерной, она исполнялась в домашних условиях и при дворе. В XVIII веке камерная музыка звучит в узком кругу знатоков и любителей, среди которых можно упомянуть короля Пруссии Фридриха Великого (играл на флейте), императора Австрии Леопольда I (клавесин), королеву Франции Марию Антуанетту, которая брала уроки игры на клавесине у композитора Йосефа Гайдна. Затем стали устраивать публичные камерные концерты, к середине XIX века камерная музыка стала неотъемлемой частью европейской музыкальной жизни, перестала быть «музыкой для избранных».
Музыкальный критик Гюляра Садых-заде подчеркнула, что история камерной музыки, её эстетика, связаны с общественно-политическими процессами, происходящими в мире. Музыка – это отражение времени. Камерная музыка сочинялась всегда. Как пример, участники лекции прослушали часть «Квартета на конец времени» французского композитора Оливье Мессиана, который сочинил и исполнил его, находясь в плену в 1941 году. Квартет раскрывает боль людей, переживших ужасы Второй мировой войны.
Современный квартет Марко Никодиевича из Сербии заворожил нас потрясающим ритмом и бешеной энергетикой. И совсем иная тональность, тихая, задушевная интонация звучит в любимой пьесе Франца Шуберта «Фантазия» для фортепьяно в четыре руки. Живо представляешь композитора, учителя, влюбленного в Каролину, дочь семейства Эстерхази, из клана австро-венгерских аристократов, играющих вместе на фортепьяно.
«Отцом» струнного квартета называют австрийского композитора, представителя Венской школы Йозефа Гайдна (1732 – 1809). Он много писал и был автором 83 струнных квартетов. Й. Гайдну принадлежат слова: «Квартет – это разговор четырёх неглупых людей, которые уважительно относятся друг к другу, умеют слушать, беседуя посредством звуков, и все равноправны». На лекции авторитетного музыкального критика на музыкальных примерах игры исполнителей я открыла для себя новую вещь: каждый из них действительно «разговаривает» и дает ответную реплику при помощи скрипки, альта, виолончели или фортепиано.
На лекции я также пополнила свои познания в инструментальных составах камерных ансамблей: фортепианный дуэт, струнное и фортепианное трио, струнный и фортепианный квартет, а также струнный и фортепианный квинтет. Была удивлена, что композитор даёт творческую волю исполнителям, которые радуют слушателей.
Подводя итог двухчасовой интересной лекции, Гюляра Садых-заде сказала, что камерная музыка привносит смысл в нашу жизнь. Мы будем слушать музыку и наслаждаться встречами на фестивале «Воронежская камерата», который третий год входит в программу Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».
Текст и фото – Ольга Полухина