Главные вкладки

4 июня
2016

В Воронеже открылась выставка "Незавершенный Эйзенштейн"

3 июня в рамках Платоновского фестиваля искусств состоялась выставка «Незавершенный Эйзенштейн». В основе выставки – незаконченный фильм Сергея Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!». 

В 1929 году съемочная группа «Броненосца Потемкина» во главе с Сергеем Михайловичем  посетила Голливуд, где они должны были поставить фильм для компании «Paramount Pictures». Однако фильм так и  не был начат, потому что Эйзенштейн и продюсеры «Paramount» не пришли к единому мнению о сценарии.

После того, как контракт с Голливудом был расторгнут, советские кинематографисты попали в Мексику. Американские и мексиканские друзья Эйзенштейна,  в том числе Диего Ривер и Давид Сикейрос, писатели Теодор Драйзер и Эптон Синклер, предложили съемочной группе идею и финансирование полнометражного фильма о Мексике в разных исторических эпохах. 

Сам Эйзенштейн формулировал идею фильма так: «Que viva Mexico! — это история смен культуры, данная не по вертикали — в годах и столетиях, а по горизонтали — в порядке географического сожительства разнообразнейших стадий культуры рядом, чем так удивительна Мексика, знающая провинции господства матриархата (Техуантепек) рядом с провинциями почти достигнутого в революции десятых годов коммунизма (Юкатан, программа Сапаты и т. д.).» 

Так возник проект полуигрового фильма из 4 новелл с прологом и эпилогом. Но этой картине не суждено было завершиться. Идея Эйзенштейна требовала больше времени и затрат, чем предполагалось вначале. Работа с иностранными коллегами не пошла на лад, отношения с инвесторами становились напряженней. В это же время, кто-то сообщил Сталину, будто бы Эйзенштейн в Мексике снимает «антисталинский фильм». После выдвинутого ультиматума «фильм или Родина» Сергей Михайлович вернулся в Москву, успев снять лишь одну новеллу  «Солдадера».

Отснятый материал не вернули режиссеру. Негативами полностью распорядился Эптон Синклер. Из эйзенштейновских материалов были смонтированы две полнометражные ленты «Буря над Мексикой» и «Время под солнцем». Отдельные кадры были использованы в разных картинах. В 1955 году Эптон Синклер передал весь негатив фильмотеке Музея современного искусства в Нью-Йорке.

В 1979 году Госфильмофонд СССР выкупил материалы Эйзенштейна и Григорий Александров смонтировал окончательный вариант фильма, максимально приближенный к первоначальной задумке.

Выставка в арт-центре «Коммуна», которая будет работать до 14 июня,  состоит из 300 кадров фильма «Да здравствует Мексика!», 40 фотографий рабочих моментов из Мексики, 40 напечатанных копий мексиканских рисунков Сергея Эйзенштейна и 16 «сопровождающих кадры» рисунков. Оригиналы рисунков хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства. Выставка создана специально для Платоновского фестиваля искусств Наумом Клейманом  - российским киноведом, историком кино, директором Государственного центрального Музея кино и Эйзенштейн-Центра в Москве.

Маргарита Дубинина
Фото автора