Главные вкладки

28 декабря
2019

«Сурвило» – семейная биография в формате комикса

книжный фестиваль «Читай-болтай»

14 декабря 2019 года в рамках 2-го фестиваля детской и юношеской литературы «Читай-болтай» состоялась встреча с Ольгой Лаврентьевой, автором графического романа «Сурвило». Ольга Лаврентьева живёт в городе Санкт-Петербург, по образованию – дизайнер-график, а главная её профессия – мастер комиксов. «Сурвило» – уже четвёртая по счёту книга автора и, пожалуй, самая сложная. Книга основывается на воспоминаниях, работах в архивах, а также личном опыте автора. На сбор материала, по словам автора, ушло около пяти лет, а работа над самим романом уже в графической форме – полтора года, и готова работа была уже в ноябре 2018 года.

Валентина Викентьевна Сурвило – героиня романа и бабушка автора – родилась в 1925 в Ленинграде, и до 1937 года её жизнь была весьма благополучной. Отец был рабочим на кононерском ремонтном заводе и состоял в партии, мать была домохозяйкой. В 1937 году Викентий Сурвило был неожиданно арестован без каких-либо объяснений для семьи – просто однажды не вернулся с работы. После этого вскоре выяснилось, что на кононерском судоремонтном заводе была арестована целая группа польских рабочих по обвинению в создании диверсионной организации по статье 58, по которой в то время вообще было арестовано очень много людей. Для семьи Сурвило это стало большим ударом. После ареста отца всех остальных членов семьи отправили в ссылку в башкирское село Языково. На новом месте семья была вынуждена несколько лет выживать, не имея друзей и родственников. Несмотря на столь сложные экономические и психологические условия – ведь мать с двумя дочерьми считалась семьёй врага народа – выжить удалось, и Валентина снова возвращается в родной Ленинград, поступив в техникум. Летом 1941 года Валентина оканчивает первый курс, после чего начинается война. Валентина работает санитаркой в тюремной больнице в годы блокады. После войны в двадцать лет героиня осталась единственным из выживших членов семьи. В 1945 она выходит замуж и создаёт уже свою собственную семью. Всю жизнь она проработала бухгалтером на заводе «Красный треугольник», после чего вышла на пенсию.

Для автора задача была непростая. Ольга отмечает, что, имея задумку создать биографический роман в формате комикса, она не знала с чего начать и как вообще обращаться с имеющимся материалом. История сама по себе является весьма разнообразной, охватывая несколько эпох – это и предвоенное время с беззаботной жизнью советской школьницы вместе с последующими репрессиями, и годы войны, включая время блокады Ленинграда, а также послевоенное время.

Автор признаётся, что изначально была идея создать роман-расследование, где главной фигурой был бы сам Викентий Сурвило (прадед О. Лаврентьевой). Однако от этой идеи пришлось быстро отказаться в силу недостатка материала, что в свою очередь вынудило бы многое додумывать по книгам и фильмам той эпохи, и произведение получилось бы в конечном итоге во многом вторичным. Была также идея выстроить работу вокруг темы блокады, и уже даже был сделан черновик с некоторыми набросками по данной теме, но автору такой план работы казался слишком упрощённым и поверхностным для полного раскрытия биографии В. В. Сурвило.

Ольге было сложно выстроить концепцию, но вскоре удалось найти решение в идее образа героини, которая идёт по городу, что собой символизирует её жизненный путь. На протяжении этого пути меняется город, меняются люди, меняется одежда героини, меняется она сама. Сформировав основную сюжетную линию, Ольга снова активно принялась за работу. Она взяла интервью у своей бабушки. Конечно, истории о репрессиях и блокаде Валентина Викентьевна рассказывала своим внукам и ранее, но когда уже возникла потребность в конкретном построении сценария, то стало понятно, что необходимо наполнить историю подробностями, в том числе и бытовыми, чтобы передать выразительными средствами колорит трех разных эпох современному поколению. Всю важность этих деталей усугубляет и тот факт, что в комиксе играет роль визуальная составляющая, несмотря на то, что жанр комикса считается всё же литературным.

Важной частью при создании романа «Сурвило» стала работа с материалами семейного альбома. Все образы героев и обстановки были взяты из фото тех лет. В процессе создания образов героев было важно добиться портретного сходства, опираясь на снимки. Для создания романа потребовалось также не только знание деталей из жизни семьи, но и подробное изучение истории конкретной эпохи вообще, для передачи атмосферы – это и мода описываемого времени, и одежда, и причёски, и марки автомобилей того или иного периода истории. Фотоматериал также стал основой и для описания повседневной обстановки каждой эпохи, где были, к примеру, изображены вывески на улицах или плакаты на демонстрациях, машины или одежда того времени. Автор отмечает, что фотоальбом, как ни странно, являются не самым лучшим источником информации. Все фото, как правило, не датированы, а изображённые на них люди никак не подписаны, поэтому при работе с фото требуется помощь кого-то, кто знает в той или иной степени историю каждого фото.

В процессе работы Ольга также посетила архив ФСБ, где хранились документы из КГБ. Доступ в этот архив оказался не столь сложным, хотя и требует предварительного согласования до посещения. Ознакомление с документами осуществляется строго под надзором сотрудника архива, после работы в архиве можно также заказать ксерокопии интересующих документов. Пользоваться телефонами строго запрещено, однако автор, будучи профессиональным художником, сделала зарисовки документов помимо рукописных заметок.

Тем не менее, работа с документами, оказалась весьма плодотворной. Например, в своё время Валентина Викентьевна узнала о судьбе своего отца из свидетельства о смерти только в 1992 году, где было сказано о расстреле. Были также благодарности вождя за участие в военных операциях разных лет, где Викентий Казимирович был танкистом.

Интересным также было и путешествие в деревню Сурвилы, откуда был родом Викентий Казимирович Сурвило, который был поляком по национальности. Сама деревня находится в Белоруссии, хотя Валентина Викентьевна была уверена, что деревня всегда была расположена в Польше. Данный факт узнала уже сама Ольга со своим братом во время поиска информации об этой деревне, куда они впоследствии и отправились, что также было отражено в романе.

Ольга признаётся, что задумка книги состояла просто в отражении биографии главной героини, что в свою очередь планировалось лишь для узкого семейного круга, а не для широкой публики. Тем не менее, у данной книги появится куда более обширный круг заинтересованных читателей.

После подробного рассказа обо всей работе над книгой аудитории была предоставлена возможность задать интересующие вопросы, а также получить автограф автора книги, выставленной на книжной ярмарке, проходящей в рамках фестиваля «Читай-болтай».

Помимо встречи, на следующий день, 15 декабря, Ольга Лаврентьева также провела мастер-класс по созданию комикса, где на примере работы в графическом редакторе дала основы проектирования комикса на основе имеющегося сюжета. Для приведения отдельных примеров в работе над комиксом была также использована уже готовая книга «Сурвило».

Текст – Павел Сычев, фото – читай-болтай.рф