Главные вкладки
2025
Спасённый пласт культуры

Новая выставка «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» открылась в Воронежском областном художественном музее имени Крамского 14 февраля. Уникальный пласт культуры – создания иконы мастерами прошлых веков впервые представлен в Воронеже. Куратор выставки, профессор Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), директор Учебно-научного центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ Дмитрий Антонов дал интервью перед открытием выставки:
– Десятки тысяч мастеров тайно создавали иконы, пронося сквозь годы советской богоборческой власти многовековые традиции создания молельных образов. В последние несколько лет учёные из РГГУ занимаются изучением этого огромного явления в почти двадцати регионах. Спасаем иконы, реставрируем их, изучаем, описываем, фотографируем, издаем научные фильмы, книги и представляем их на выставках по всей стране. Одноимённые выставки проходят в городах Российской Федерации при поддержке Фонда культурных инициатив. Их увидели жители Переславля-Залесского, Нижнего Новгорода, Твери. После Воронежа выставка переедет в Кирилло-Белозерский музей-заповедник Вологодской области.
Куратор сообщил, что каждый раз экспозиция обновляется, делается акцент на региональных мастеров. На новой выставке представлен большой раздел Воронежской иконы и соседней Липецкой. Зритель узнает о воронежской традиции и создании фольговых иконок-киоток, которые распространялись в 1840-е годы в помещичьих усадьбах. Во второй половине XIX века большую популярность приобрела массовая продукция иконников Вязниковского уезда. По деревням эти иконы разносили владимирские офени. На юге Воронежской губернии предпочитали иконы борисовского, севского, курского, белгородского женских монастырей. Монахини украшали киотки восковыми цветами, золотистой и серебристой фольгой.
В советское десятилетие в Воронежской области мастера-образовники создавали пробивной и сложный накладной орнамент, другие использовали технику «ришелье», которая была распространена в селах воронежско-липецкого пограничья. В с. Сергеевка Подгорненского района иконы создавала Ефросинья Федоровна Бардакова (1906-1997). В пос. Анна во второй половине XX века работали образовницы Клавдия и Вера, фамилии которых уже не помнят местные жители. В д. Репное работала ремесленная династия пяти поколений мастериц из одной семьи. Мужчины этого рода тоже принимали участие в создании икон.
Профессор РГГУ Дмитрий Антонов рассказал о работе учёных учебно-научного центра и программе «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие». Учёные, а не антиквары спасают материальные объекты, которые стремительно исчезают на наших глазах. Иконы сжигают, утилизируют, считая, что созданные недавно иконы не имеют антикварной ценности. Дмитрий Антонов сказал, что одна из целей выставки – сказать современникам, чтобы не уничтожали советские иконы, потому что наследие мастеров прошлого может исчезнуть бесследно, эта иконка может быть последней из уцелевшего фонда региона.
Учёные изучают память о мастерах – носителях совершенно уникального опыта создания советских икон. Это были не просто кустари-надомники, они учились у мастеров XIX века, перенимали мастерство и передавали его своим потомкам. Они приспосабливали новые материалы и инструменты. В XX столетии родилось многообразие локальных традиций, были созданы поразительно интересные художественные традиции создания киоток.
Зрители на выставке делятся впечатлениями, что такие иконы они помнят, видели у бабушек или знакомых. Директор музея Ю. Н. Зайченко назвала выставку «последним дыханием Средневековья».
Выставочные экспонаты сопровождаются информационными табличками, которые помогают зрителям. Остановилась у почитаемой северянами иконы Николая Мирликийского. Читаю описание иконы: «Эту киотку обрядила образовница Раиса Серова из с. Липовки Нижегородской области. Серебристая фольга выстилает дно киотки. Из неё вырезана рамочка вокруг молельного образа и сделаны сердцевинки цветов. Иконка получилась празднично-торжественная. Старинную хромолитографию окаймляет оранжевая бумажная рамка, благодаря которой образ дополнительно выделяется и становится более заметным».
Зрителей выставки ждут открытия и новые познания уникальных религиозных артефактов эпохи гонений. Экспозиция включает более 100 икон из Воронежской области и других регионов России, собранных учёными в ходе экспедиций.
Выставка будет работать до 6 апреля.
Текст – Ольга Полухина