Главные вкладки

13 июня
2021

Современную трактовку «Идиота» показали в Воронеже

платоновский фестиваль искусств

Театр «Старый дом» из Новосибирска привез на XI Платоновский фестиваль спектакль «Идиот» по мотивам романа Федора Достоевского.

Четырехчасовой спектакль получил 11 номинаций на премию «Золотая Маска» и входит в десятку лучших премьер 2019 года по версии Ассоциации театральных критиков. Постановка Андрея Прикотенко представляет собой вольную интерпретацию романа «Идиот» и рекомендована к просмотру подготовленному зрителю, способному воспринимать актуальное искусство.

«Идиот» – первый опыт обращения режиссера к творчеству Достоевского. А вот формат осовеременивания классических произведений уже отработан им в постановке «Анна Каренина». Для спектакля текст произведения был полностью переписан (прием называется палимпсест), а место действия перенесено в наши дни. «Мне важно было сохранить сюжет, персонажей, их мотивы, оставить некое ощущение «достоевщины», его стилистику. Некоторые зрители даже думают, что это тот самый текст Достоевского, в который мы добавили современные термины. Нет, так это так не работает. Мы все сегодня используем совсем другие конструкции, говорим на другом языке», – объясняет режиссер.

Некоторые сюжетные линии были убраны, а монологи заметно сокращены. Сам Мышкин очень мало звучит в спектакле, у него другая роль. Он – чистый свет, попадая в напряженную, проблемную среду, Лев Мышкин отражается в других героях, так, что становятся видны их пороки, и весь привычный уклад жизни начинает разваливаться. На этой метафоре построено и сценическое оформление постановки, представляющее собой зеркальную комнату. Для усиления эффекта реалистичности спектакль делали очень «осязаемым», как говорят сами его создатели. Если драки – то жестокие, если крики – оглушительные, вода льется по сцене кубометрами, не обошлось и без обнажения актеров.

«Мы должны показывать всякие ужасы не потому, что мы плохие, а потому что таким образом организовано театральное дело. Если взять и напустить благости сразу, то через 25 минут зрительный зал погрузится в царство Морфея. Есть некое клише, что люди ходят в театр, чтобы повеселиться, легко провести время. Мне кажется, что эта философия уже проигрышная. Людям стало интересно другое – длинные, сложные сюжеты, через театр узнавать что-то про самих себя. Соотнести себя с Мышкиным и понять что-то про свой путь и свой крест», – говорит режиссер.

«Если наши героини будут не драться, а падать в обморок, как в романе, зритель просто не поймет, никого это не тронет, потому что мы сейчас живем в другом мире. И в нашем мире все это есть. Можно выйти на улицу и встретить этих персонажей», – добавляет исполнительница роли Настасьи Филипповны Альбина Лозовая.

Анатолий Григорьев, сыгравший князя Мышкина, рассказал, что рисунок роли все еще корректируется. Оказалось, не так просто соотнести его героя с нашей реальностью. По задумке режиссера, в конце спектакля случается катарсис – Мышкин донес свой крест, он не предал себя, боролся до конца, выбрал жизнь и любовь в широком ее понимании. В отличие от Терентьева, представляющего яркий контрапункт христианской философии князя. Кстати, за роль Тереньтева, получившегося очень уж ярким и даже обаятельным, Тимофей Мамлин завоевал не только особую любовь зрителей, но и премию «Золотая маска».

Текст – Елена Цапович, фото – Андрей Парфенов