Главные вкладки

26 марта
2025

Простые истории с глубоким смыслом на сцене ТЮЗА

26 марта 2025 в рамках театрального фестиваля "Маршак" в малом зале Воронежского театра юного зрителя прошел мастер класс Златы Глотовой «Раскрой свои истории на сцене». Злата вместе со своим супругом Владимиром Готовым, который также помогал ей на сцене, приехала к нам из Белоруссии. В Минске они вместе создали детский театр «Бусы», идея которого пришла Злате во время декретного отпуска как развлечения для собственных дочек, но впоследствии он стал успешным семейным делом.

Также в Белоруссии они проводят небольшие учебные курсы по театральному мастерству для всех желающих. Особенно любят работать с семьями, считая своим долгом способствовать возрождению идеи семейного театра.

В Воронеже Злата решила провести мастер-класс для школьников 10-14 лет. И это не случайно. Потому что, по ее мнению, этот возраст редко задействуется в театре, но он очень важен. Так как именно в это время (в ранний подростковый период) дети начинают задумываться о серьезных проблемах, но не всегда могут и хотят говорить о них. В чем и заключается главная опасность этого «переходного возраста».  А театральный тренинг дает им такую возможность, ведь на сцене можно то, чего нельзя в жизни.

Как оказалось, большинство пришедших на это занятие подростков уже занимаются. актерским мастерством в различных театральных студиях и потому легко шли на контакт и достаточно хорошо понимали режиссерские задумки.

Злата предложила, чтобы каждый поделился историей, которая его изменила.  Надо было рассказать реальную историю из собственной жизни или из жизни близкого человека и пояснить, чему она научила. А самым стеснительным предложили поменяться своими историями.

Дети с удовольствием поделились тем, что их волнует. Например, была рассказана история про нечестную драку, про друга, который начал ругаться матом, чтобы выжить в буйном классе, про девочку, которая съела чужие конфеты, про падение с самоката, и про несчастный случай на «заброшке».  А самую глубокую и пронзительную историю о лечении от тяжелого заболевания, которая к тому же еще оказалось личной, рассказала. начинающая актриса Полина – ученица 6 класса, которая посещает театральную студию уже 3 года.  Ей очень нравится актерское мастерство вообще, а этот мастер класс и вовсе превзошел все ожидания. Благодаря хорошему душевному отношению ведущих к своим подопечным, которые говорили с ребятами на одном языке и даже угостили их чаем с печеньями. 

Ребятам было дано задание сначала записать свои истории, а потом рассказать их на сцене в формате сторителлинга, так, чтобы они звучали красиво, интересно и убедительно. А для этого было предложено добавить в них некоторые фишки. Такие как:

  • прием нагнетание обстановки с помощью низкого голоса и медленного произношения с акцентом на каждое слово;
  • истории с коротким и емким началом,
  • истории, начавшейся с конца,
  • чувственной истории (наполненной яркими красками, звуками, ароматами, эмоциями),
  • истории формате «мономифа» – о приключениях одного героя.

А потом была поставлена миниатюра «Автобусная остановка». В этой постановке юным актерам было предложено придумать себе роли, а потом затеять ссору между персонажами – случайными попутчиками, ожидающими автобуса. Которая должна была перерасти в потасовку между всеми участниками сценки, за исключением одной девочки в наушниках, роль этой девушки оставалась не ясна до самого конца мастер-класса. Когда в зал зашли родители артистов и другие зрители. Вот тогда мы увидели финал этой истории. И он оказался весьма неожиданным. Девочка в наушниках слушала музыку и пританцовывала ей в такт на фоне дерущихся людей, что двигались в полумраке на заднем плане, в замедленном темпе. И это создавало ощущение полной нереальности происходящего.

В интервью после спектакля Злата Глотова раскрыла свое понимание сторителлинга. По ее мнению, это честный рассказ о проблеме, которую уже удалось преодолеть, приправленный нотками юмора. Публика любит такой формат, потому что идеальных людей не существует, слушая о чужих ошибках люди вспоминают свои и уже меньше о них переживают, ощущая себя вполне нормальными. Благодаря, чему подростки, а иногда и взрослые учатся не переживать о своих проблемах, а эффективно их решать.  А значит, счастливых и успешных людей в нашем мире становится больше.

Текст - Майя Трубицына

Фото - Софья Терновых (архив)