Главные вкладки

3 декабря
2018

«Преданья старины глубокой в оплоте современной науки»

культура
образование
воронеж
вгту
веневитинов
литература
выставка
поэзия

30 ноября в Выставочном зале Музея инженерного дела Воронежского Государственного Технического университета состоялось открытие документально-художественной  выставки  "Преданья  старины  глубокой", посвященной жизни и творчеству  поэта  Дмитрия  Веневитинова. На церемонии открытия перед гостями музея прозвучало слово о жизни и творчестве Д.В. Веневитинова, были представлены экспонаты выставки. 

Дмитрий Владимирович Веневитинов личность поистине уникальная и многогранная. Именно он послужил прототипом Ленского в поэме Пушкина «Евгений Онегин». В четырнадцать лет он переводил Вергилия и Горация. В шестнадцать написал первое из дошедших до нас стихотворений. В семнадцать увлекался живописью и сочинял музыку. В восемнадцать, после года занятий, успешно сдал выпускные экзамены в Московском университете и вместе с друзьями основал философское общество. В двадцать впервые выступил в печати как литературный критик, и был отмечен Пушкиным. В двадцать один — трагически ушел из жизни, не реализовав до конца свой дар. 

Веневитинов родился 14 сентября 1805 года в старинной и богатой дворянской семье в Москве в Кривоколенном переулке. Первоначальное образование получил дома под руководством опытных московских и иностранных учителей. Он хорошо рисовал, прекрасно музицировал и даже сочинял музыку. В семнадцатилетнем возрасте Веневитинов стал посещать лекции в университете. Он слушал лекции А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и профессора анатомии Лодера. Последние трое пытались связать преподавание своего предмета с господствовавшей тогда на западе философской системой Шеллинга, что воодушевило Веневитинова изучать немецкую философию. Он скоро привлек к себе всеобщее внимание ясным и глубоким умом, философским мышлением, благодаря которому он получил определение "поэт мысли". 

В 1823 совместно с В. Ф. Одоевским поэт основал кружок, получивший название «Общество любомудрия». В нем изучалась немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг). Как поэт Дмитрий Владимирович Веневитинов сформировался в переходную эпоху. В стихотворениях, написанных до декабря 1825, то есть в период подъема дворянской революционности, преобладают свободолюбивые мотивы. 

В конце 1826 года Дмитрий Владимирович переехал в Петербург, где поступил на службу в Азиатский департамент канцелярии иностранных дел. Весной 1827 года Ланские, у которых Веневитинов жил в Петербурге, давали бал. Поэт, разгоряченный танцами, неосторожно вышел легко одетым на улицу. Результатом явилась тяжелейшая простуда, приведшая к смерти. Был погребен в Симоновском монастыре в Москве. В 1930-е годы прах был перенесен на кладбище Новодевичьего монастыря. 

После яркого и увлекательного повествования экскурсовода прозвучали романсы из кинофильмов «Дни Турбиных», «По муромской дорожке» в восхитительном исполнении Веры Митрофановны Родионовой, которые словно перенесли слушателей в прошлое и оставили неизгладимый след в душе. И пусть сотрутся со временем строчки стихов, но эмоциональное восприятие  останется  на  всю  жизнь, потому что развитие человека невозможно без культурных традиций и нравственных идеалов. Увидеть, почувствовать и сделать частью  своей  жизни  удивительное  достояние родного края, его богатство, его поэзию. Необходимо глубокое убеждение в том, что человек должен быть погружён в мир красоты и добра. Тогда культура естественным образом формирует личность, как бы «прорастает» в ней и становится потребностью. Посещение музеев и выставок должно вызывать у людей интерес в любом возрасте, так как именно культура формирует душу, чуткость к красоте, духовно воспитывает личность.

Цель выставки - пробудить интерес молодёжи к истории родного края, вернуть к культурным истокам. Сейчас в эпоху высоких скоростей и бурного технического развития, очень важно не утратить то духовное начало, которое делает нас людьми. 

Данная выставка знакомит с почти трёхсотлетней историей усадьбы семьи Веневитиновых, а также с основными этапами биографий её знаменитых владельцев, рассказывает об их вкладе в жизнь российского общества и влиянии на развитие русской культуры. В выставочном пространстве выделены три раздела. Первая часть выставки показывает архитектурные особенности усадебного дома в селе Новоживотинное. Второй раздел включает в себя темы, связанные с фактами биографии и творчеством поэта Дмитрия Веневитинова и его литературного окружения. Заключительная часть экспозиции посвящена жизни и исследовательской деятельности Михаила Алексеевича Веневитинова (1844 – 1901) и состоит из подразделов: «Археография», «Этнография и лингвистика», «Историческое краеведение», «Литературоведение», «Музыковедение», «Библиотечное дело».  

В завершение хочется процитировать стихотворение  Д.В. Веневитинова: 

Жизнь.
Сначала жизнь пленяет нас:
В ней все тепло, все сердце греет
И, как заманчивый рассказ,
Наш ум причудливый лелеет.
Кой-что страшит издалека,-
Но в этом страхе наслажденье:
Он веселит воображенье, 
Как о волшебном приключенье 
Ночная повесть старика.

Текст - Мария Седых

Фото - Музей инженерного дела ВГТУ