Главные вкладки

10 января
2021

Правда жизни на полотнах воронежского художника Александра Бучкури

наша_история

До 17 января в музее имени И.Н. Крамского продолжит свою работу выставка, посвящённая 150-летию со дня рождения воронежского художника Александра Бучкури. В экспозиции представлено 120 работ мастера и его учеников. Такую крупномасштабную выставку нашего выдающегося земляка, ученика Л.Г. Соловьёва и И.Е. Репина, однозначно стоит увидеть. 

Подобная по значимости выставка проводилась только к 100-летию художника. Здесь можно увидеть как ранние работы Александра Бучкури, когда он только начинал свой творческий путь в мастерской Соловьёва, так и самые поздние полотна, которые художник создал незадолго до своей трагической гибели в годы в период оккупации Воронежа немецко-фашистскими войсками.

С детских лет наблюдавший за деревенской жизнью Александр Бучкури во время учебы у Соловьёва пишет этюд, на котором изображает крестьянок, сидящих кружком во дворе. Эта работа, представленная на выставке, станет лейтмотивом всего творчества художника, отображающего с теплотой и душевностью быт простого народа с его печалями и радостями. Картина уже показывает тот яркий колорит, в котором будет работать мастер и в дальнейшем. Ещё больше он проявлен в экспозируемых портретах крестьянок, где обращает на себя внимание любимый Бучкури красный цвет одежды. Зрители также могут заметить, с какой тщательностью прорисовывает живописец женский наряд. Не зря красочные образы крестьянских женщин средней полосы России, вышедшие из-под кисти мастера, будут выставлены в культурных центрах Европы. 

Впоследствии, обучаясь в Академии художеств в мастерской Репина, Александр Бучкури продолжает ездить в свободное время в Воронежскую губернию и ищет образы для своих будущих жанровых произведений, идеи которых он порой вынашивает в течение долгих лет. Таковыми являются, например, картины «Прачки», «Вывод», «У цирка».

В жизни каждой творческой личности особое место занимает муза, а у Бучкури ею по праву была супруга В.И. Епифанова. Она не только ограждала его своей заботой от житейских хлопот, но в одном лице являла собой натурщицу, советника, а иногда и критика. Так, Бучкури в своем письме сам признается жене, что без её помощи «не вышло бы ни ног ни рук» балерины, изображение которой высоко оценили коллеги. Само письмо, а также портрет В.И. Епифановой можно увидеть в экспозиции музея. 

Среди представленных художественных работ своим драматизмом выделяется картина «Вывод», на которой показан жестокий обычай дореволюционной деревни. Муж, уличив жену в измене, мог привязать её голой к лошади и, погоняя кнутом, в таком виде пустить на всеобщее обозрение. Все лица изображенных вольных и невольных свидетелей этой сцены выражают разную палитру чувств: насмешка у мужчин, осуждение и жалость у женщин, интерес и испуг у детей. Эта картина не оставит равнодушным и вызовет сильные эмоции у любого зрителя.

Надо отдать должное музею, который стремиться использовать современные технологии для воссоздания атмосферы ушедшей эпохи. Вот и на этой выставке рядом с главной экспозицией стоит телега, привезенная из парка семейного отдыха «Нелжа.ру» и на которую с помощью QR-кода под песню фольклорного ансамбля можно перенести персонажей картины «Свадебный поезд».

Значительное место в жизни Александра Бучкури заняла его педагогическая деятельность. Дорожа принципами реализма в искусстве, воспринятыми в мастерской Ильи Репина, он не сменил их даже в угоду постреволюционной моде на авангардное направление и прививал ученикам избегание надуманных композиций и неосмысленных образов: «Если нечего сказать людям, мы говорим громко. Сильная убедительная мысль произносится тихо». 

На выставке представлены работы В.В. Белопольского, М.И. Лихачёва, А.П. Васильева, В.М. Дородницкого, Е.М. Романовской, К.М. Стаховского, Г.А. Гончарова, Д.Г. Черских, В.А. Кораблинова, В.Ф. Рындина и др. Все эти художники отличаются самобытностью, поскольку их учитель Александр Бучкури очень чутко относился к индивидуальности своих учеников. Посетителям выставки будет интересно заглянуть в прошлое Воронежа, каким он был запечатлён на картинах этих художников.

Завершающим аккордом творческого пути Александра Бучкури стал его автопортрет, написанный в 1941 году. Данное произведение сочетает в себе минимализм средств и глубину образа. При ближайшем рассмотрении кажется, что кисть едва касалась грубой ткани холста, однако стоит отойти на два шага назад, и с полотна на нас пронзительно смотрит иронично улыбающийся старик, который как бы ведет внутренний диалог с каждым из посетителей выставки.

14 января в 18.30 в рамках выставки состоится лекция «Александр Бучкури – ученик Ильи Репина», на которой будет рассказано о том, что воспринял у великого мастера Александр Бучкури. Билеты на выставку и лекцию можно приобрести только онлайн на сайте музея 

Текст и фото – Мария Миронова