Главные вкладки

29 июля
2022

Портрет – форма признания и награды. Выставка «Императоры и соратники»

выставка
музейкрамского
картины
изобразительноеискусство
кудасходить
воронеж
досуг
отдых
развлечения
культура
волонтерыкультуры
нашаистория

Посетители новой выставки «Императоры и соратники. К 350-летию Петра Великого» в Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского увидели и узнали, что одной из форм награды и признания XVIII века стали портреты императорской семьи, ближайших соратников царя Петра I и дворянства. Открытие камерной выставки состоялось 28 июля. Посетители познакомились с творчеством российских и западноевропейских живописцев, графиков и скульпторов XVIII-начала XIX веков. Здесь представлены работы А.П. Антропова, графика А.Ф. Зубова, художников круга Ф.С. Рокотова, а также копии скульптур Ф.И. Шубина и М.-А. Колло, графика И. Вагнера и П. Гунста, П. Пикарта. В экспозиции представлены портреты членов дома Романовых, а также представителей российской аристократии и малоизвестных дворянских родов, совместно созидавших и укреплявших Российскую империю. Центральное место выставки занимают портреты основателя – императора Петра I, юбилей которого широко отмечают в России.

Старший научный сотрудник музея, куратор выставки Владислав Макаров рассказал о новой выставке, здесь представлены 7 живописных работ, 17 литографий и миниатюр, всего 30 работ разных стилей: портреты, графические работы и оттиски гравюр на бумаге, бюсты. Помимо императорских особ, представлены портреты соратников Петра. Куратор выставки пожелал гостям приятного просмотра. 

Все работы, представленные в экспозиции, происходят из собрания ВОХМ им. И.Н. Крамского. Картины написаны в разные периоды XVIII века, но проникнуты общей идеей эпохи «золотого века» Российской империи – показать величие монархов и сохранить для потомков образы дворян на службе Отечеству. 

Портрет царя-юбиляра притягивает взоры гостей выставки. Художник Алексей Антропов (1716-1795), русский живописец, декоратор-монументалист, один из первых в стране художников начал писать светские портреты. Его картина «Портрет Петра I» (в мундире офицера гвардейской пехоты) написана в 1758 году, это творческая переработка работы его учителя, французского живописца Луи Каравака, который написал Петра с натуры. Его ученик Антропов переработал в своём стиле, здесь иное выражение лица Петра, он в мундире своего детища, без орденов. Царь прошёл все ступени военной карьеры и дослужился до полковника. Его портрет останется в памяти потомков.

Посетители выставки отмечают свой интерес к индивидуальным психологическим особенностям высоких особ и дворян. Возрастные любители живописи сравнивают и дают оценку представленным на выставке салонным портретам. Рассматривая гравюру «Екатерина Великая», они отмечают простоту высокой особы, избранной управлять огромной империей, в одежде, взгляде, её человеческие эмоции и сравнивают с портретом И.П. Елагина неизвестного художника. Иван Перфильевич Елагин (1725-1794) – это русский государственный деятель, историк, поэт, философ, сенатор Российской империи. Его торжественный образ отражает добросовестную службу Отечеству и явно является формой награды и признания его заслуг. Он изображён в изысканной одежде с орденом на груди, сидит за столом с пером в руках.

«Портрет Елизаветы Петровны» неизвестного художника XVIII века с работы Л. Каравака (1684-1754) и гравюру «Екатерина Великая» внимательно рассматривают молодые подружки из Острогожска и Воронежа Ирина и Лидия. Они скрупулёзно обследуют салонные портреты Екатерины Великой и Елизаветы Петровны, обращая внимание на наряды, украшения, детали одежды, корону.

Валентина Попова вместе с двумя взрослыми внуками пришли на выставку, считая её интересной и полезной для подрастающего поколения. Они положительно отметили пояснительные научные стенды, которые помогают посетителям глубже познать историю страны. Она впервые узнала, что камерный и салонный портрет XVIII века использовался как награда для портретируемого. Запомнились ей портреты Петра в разных ипостасях: молодой царь, весь в будущем и уже в возрасте, поживший, усталый. «Мы – могучая держава. Зрители разных возрастов рассматривают и запоминают лица императоров и императриц, пусть даже это портреты комплементарные. Для молодёжи такие выставки о нашей стране служат толчком получить и найти новую информацию по богатой истории нашего Отечества», – отметила посетительница Валентина Филипповна. 

Впервые увидела, что малышка, пришедшая с бабушкой, фотографирует на телефон картины великих особ, потому что маме надо показать выставку. Действительно, ограничений на посещение и получение новых знаний нет. Выставка «Императоры и соратники. К 350-летию Петра Великого» (+0) будет работать до 28 августа.

Текст и фото – Ольга Полухина