Главные вкладки
2020
Островский – это про нас сегодняшних
Московский театр «Сатирикон» привез на X Платоновский фестиваль свежую премьеру – спектакль «Шутники» по одноименной пьесе Александра Островского. Роль Павла Прохоровича, отца двух дочерей на выданье, исполнил в постановке художественный руководитель театра, народный артист России Константин Райкин. Режиссер спектакля – Евгений Марчелли, заслуженный деятель искусств РФ, худрук театра им. Моссовета. Такие громкие в театральном мире имена ожидаемо вызвали ажиотаж у воронежской публики, моментально скупившей билеты на все три показа.
«Шутники» – не самая популярная пьеса Островского. Режиссер спектакля Евгений Марчелли признался, что до начала работы над постановкой, даже не знал о существовании этого произведения. И поначалу пьеса показалась ему слишком простой и сентиментальной семейной историей. Константин Райкин, напротив, с самого начала очень вдохновился этой простотой: «Островский – один из самых любимых авторов в нашем театре. Наша жизнь на самом деле состоит из очень простых вещей, и Островский этого не стесняется. Он показывает семью, как некую концентрацию смысла жизни, где всё и проявляется. При этом пьеса удивительно попадает в нашу современную жизнь. Ведь люди в театр люди ходят именно за этим – понять что-то про себя, а не за музейными впечатлениями».
В ткань спектакля, не нарушая общего сюжета пьесы, мастерски были вплетены кульминационные сцены главных пьес Островского, поданные в ироническом ключе: «Грозы», «Бесприданницы», «Леса» и «Снегурочки». И если костюмы персонажей интермедий четко соответствовали образам (шикарные костюмы, к слову), превращая актеров в яркие красочные фигурки на музыкальной шкатулке, то костюмы и сценография основной пьесы оставались безвременными. «Мне хотелось вывести время из конкретного исторического периода, растянуть его. Сделать его «всегдашним»: эта история актуальна и вчера, и сегодня, и завтра», – говорит режиссер Евгений Марчелли.
Для меня же «Шутники» стали эталоном современного русского театра. Здесь есть все: абсолютное качество постановки и актерской игры, наследие классической драматургии, удивительно красивый, хотя уже такой непривычный слог, потрясающий живой вокал, интеллигентность, которая ощущается в каждом слове, каждом жесте, каждом взгляде со сцены. При этом спектакль – невероятно современный, живой и по-хорошему зрелищный. Чего только стоит «Лунная походка» в исполнении Константина Райкина!
Текст – Елена Цапович, фото – Андрей Парфенов