Главные вкладки

8 ноября
2016

Ночь искусств в Театре оперы и балета

Воронеж театр оперы и балета Ночь искусств

Вечером 3 ноября в Воронежском театре оперы и балета прошла Ночь искусств. Праздник прошел в фойе второго этажа и удался на славу! Немалую роль в создании удивительной атмосферы праздника сыграли усилия энтузиастов-оформителей, которые безвозмездно сделали фойе театр ещё прекраснее – студия «Пиондекор» установила огромные бумажные цветы, студия декора «Студиола» задрапировала фон для выступления артистов, а стены и колонны были украшены работами фотохудожника Олега Красикова и проекта «Истоки. Свадьбы в русском стиле» – этот проект призван адаптировать русский стиль свадеб к современным условиям, чтобы он выглядел органично, а не смотрелся как карнавальные костюмы.

Однако, вернемся к Ночи искусств. Это мероприятие проходило в оперном театре в Год российского кино, что и определило его сюжет – он был посвящен музыке в наших кинофильмах и экранизациям оперетт. Ведущим этого концерта был Евгений Белов, который ещё и исполнил несколько арий. Начал представление Иван Зайцев,  исполнивший на баяне мелодии из кинофильмов «Бриллиантовая рука» и «Джентльмены удачи», а поскольку они очень популярны в народе, то зал дружно аплодировал в такт музыке. Затем начинающие артисты из набирающего популярность проекта «Театр» продемонстрировали одну из важных граней актерского мастерства – умение носить сценические костюмы – продефилировав в костюмах из спектаклей, по сюжетам которых в свое время были сняты кинофильмы: «Пиковая дама», «Сильва», «Марица», «За двумя зайцами» и др. 

Главным событием вечера стала концертная программа из прозвучавших в музыкальных кинофильмах песен и романсов, которые исполнили лауреат международного конкурса Людмила Солод, Оксана Шапошникова, Евгений Белов и лауреат международных конкурсов Алексей Тюхин, а партию фортепиано исполнила заслуженная артистка РФ Светлана Андреева. Ведущий концерта перед каждой песней рассказывал зрителям из какого фильма она взята – и обязательно сообщал что-нибудь интересное о фильме или песне. Охват музыкальных фильмов был очень большой – от довоенной «Большой жизни» (1939) до сравнительно недавней «Московской саги». Все песни были исполнены великолепно (собственно, ожидать чего-то другого от артистов такого театра было бы странно и бестактно), но лично мне особенно понравился классический романс «Белой акации гроздья душистые» из фильма Владимира Басова «Дни Турбиных».

После концерта Евгений Белов любезно согласился дать небольшое интервью для нашего сайта:

- Скажите, а как вообще возникла идея Ночи искусств в театре?

- Когда мы узнали, что проводится всероссийская акция «Ночь искусств», да ещё и в Год российского кино, то мы решили что надо показать зрителям свои музыкальные версии известных песен из кинофильмов – и с воодушевлением приготовили эту программу.

- Получилось просто великолепно! Сегодняшняя программа была довольно сильно связана с опереттами и их экранизациями – скажите, пожалуйста, а какая из оперетт в репертуаре нашего театра Вам больше всего нравится?

- Я не могу сказать, что есть какая-то любимая, потому что каждая для меня ценна по-своему: и «Летучая мышь», где я играю Фалька, и это была моя первая роль в этом театре, и «Сильва», где я впервые поработал с настоящим режиссером Инарой Гулиевой, которая приехала из Московского театра оперетты и поставила у нас прекрасный спектакль… Так что нельзя сказать, что есть любимые и нелюбимые спектакли!

- А в жанре оперы вы работали?

- Нет, никогда. Я для себя решил, что работаю в жанре мюзикла и оперетты – и спасибо руководству, которое с пониманием к этому отнеслось!

- Год назад в нашем театре была поставлена оперетта Легара «Веселая вдова». Насколько я понял, в основу было положено не первоначальное либретто, а его менее фривольная советская адаптация?  

- Да, постановщиком был прекрасный режиссер из Волгограда Виктор Третьяков. А что касается либретто, то советский вариант используется на всем постсоветском пространстве и он на порядок выше использующегося на Западе. И это не только с «Веселой вдовой» - например, западный вариант либретто «Летучей мыши» скучный. Да, Штраус написал гениальную музыку, но сама по себе пьеса скучная и, видимо, поэтому первая постановка «Летучей мыши» провалилась. Потом её переделывали, а к 1947 году  Эрдман и Вольпин переписали либретто и получилась современная версия. Похожее случилось и с «Веселой вдовой», тем более, что каждый режиссер выбирает свое либретто. В западной версии Ганна Главари и Данило были влюблены, но она вышла замуж за банкира, тот умер в первую брачную ночь и она разбогатела. В нашей постановке они никогда не были знакомы – на мой взгляд, это приносит в спектакль больше интриги и юмора!
Мы часто гастролируем, и два года назад давали рождественский концерт в российском культурном центре в Будапеште и нам посчастливилось на рождественской неделе посетить будапештский оперный театр – шикарный театр, третий в мире по акустике – и смотрели там венгерскую «Летучую мышь»: гениальная работа дирижера и оркестра – а сама пьеса откровенно скучноватая.

- А в нашем театре готовится что-нибудь новое?

- Да. Я даже открою небольшую тайну: готовится премьера прекрасного музыкального спектакля в постановке прекрасного режиссера из Санкт-Петербурга Галины Тарасовой «Здравствуйте, я ваша тётя». Многие помнят отечественный фильм с таким названием – у нас же сюжет похож, но это совершенно независимое произведение по английское пьесе «Тетка Чарлея» с музыкой нашего выдающегося композитора Оскара Фельцмана на слова Роберта Рождественского. Уже идет активная подготовка и скоро мы всех порадуем спектаклем, на который можно прийти все семьёй!

- Большое спасибо!

Надеюсь, впереди у театра оперы и балета ещё будет много интересных постановок и Ночей искусств!

Текст и фото: Евгений Киселев