Главные вкладки

18 декабря
2024

Может ли классика быть современной?

«Вот таких, как вы, в городе теперь только три, в следующих поколениях – больше, все больше и больше, и придет время, когда все изменится по-вашему, жить будут по-вашему, а потом и вы устареете, народятся люди, которые будут лучше вас…»

18 и 19 декабря в Воронежском государственном академическом театре драмы имени А. Кольцова на Большой сцене состоится премьера спектакля «Три сестры» (12+) по одноименной пьесе Антона Чехова.  Драма в двух действиях в постановке заслуженного деятеля искусств России, Лауреата всероссийской театральной премии «Золотая Маска» и художественного руководителя Воронежского театра драмы Владимира Петрова.

И то, как представлена эта пьеса сегодня на сцене, сначала удивляет, а потом понимаешь, что так и должно быть. Неслучайно В.И. Немирович-Данченко считал, что: «Любую пьесу Чехова каждый раз надо ставить заново. Только не нужно выдумывать специально какие-то средства и приемы, надо подойти к ней со всем нашим пониманием и нашими обычными средствами. Но с нашими сегодняшними глазами и чувствами».

Городской романс. Это стиль музыки, написанной специально для спектакля. Это стиль декораций, которые подчеркивают и усиливают силу слов и чувств героев. И – самое неожиданное – это глубина произведения Антона Павловича Чехова. С такой стороны пьесу не рассматривали раньше. Новый, свежий взгляд режиссера на пьесу заставляет думать, заставляет видеть проблемы, которые и сейчас остаются актуальными.

Режиссер спектакля, художественный руководитель театра Владимир Петров в полной мере раскрывает главную идею пьесы «Три сестры» – «Почему так происходит, что чем тоньше, образованнее, воспитаннее человек, тем с большей вероятностью он проигрывает жизненную позицию существу малокультурному, незамысловатому, нахрапистому. Зачем мы растим людей деликатных, милосердных, добрых, отзывчивых, уступчивых. Ведь они обречены на поражение в столкновении с теми, кто идеалом нашим никак числиться не могут. Чего не хватает людям столь достойным нашей любви и уважения?».

И после спектакля ты вновь задумываешься о смысле своей жизн, о ее правильности и в какой-то момент понимаешь, что повторяешь слова трех сестер и они отражают всю нашу действительность:

«Музыка играет так весело, бодро, и хочется жить! О боже мой! Пройдет время, и мы уйдем навеки, нас забудут, забудут наши лица, голоса и сколько нас было, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле, и помянут добрым словом и благословят тех, кто живет теперь. О милые сестры, жизнь наша еще не кончена. Будем жить! Музыка играет так весело, так радостно, что кажется, еще немного, и мы узнаем, зачем мы живем, зачем страдаем...

Если бы знать, если бы знать!

И интересно, мы теперь совсем не можем знать, что, собственно, будет считаться высоким, важным и что жалким, смешным. Разве открытие Коперника или, положим, Колумба не казалось в первое время ненужным, смешным, а какой-нибудь пустой вздор, написанный чудаком, не казался истиной? И может статься, что наша теперешняя жизнь, с которой мы так миримся, будет со временем казаться странной, неудобной, неумной, недостаточно чистой, быть может, даже грешной....»

 

Текст – Надежда Косякова

Фото - Анна Липецкая (взято из группы Воронежского академического театра драмы вконтакте)