Главные вкладки
2025
Любовь к котам объединяет. Как в Доме Актера поставили спектакль про семью и истеричных женщин

27 января творческий центр «Антреприза» показал спектакль «Милые» в воронежском Доме Актера имени Л. Кравцовой. Постановка Игоря Болдышева переосмыслила знакомую многим пьесу Валентина Катаева и умело вплела классический сюжет в канву современных тенденций.
Пьеса «Квадратура круга» была написана В. Катаевым еще в 1927 году, а осенью следующего года в Московском Художественном театре состоялась премьера комедии. Произведение сохраняет популярность до сих пор – за последние десятилетия спектакль по пьесе поставили в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Липецке, Курске, Тюмени и других городах. Недавно, 9 декабря 2024 года, премьера прошла и в воронежском Доме Актера. Спектакль «Милые» убедил, что в любое время есть вечные проблемы: что такое любовь и как ужиться в коммунальной квартире с другими.
Дмитрий Гусев в образе новоиспечённого мужа Васи пробирается между зрителями и сценой с зажигалкой, в который раз проклиная неудобно стоящий в коридоре велосипед. Вот так по-бытовому начинается спектакль «Милые» Игоря Болдышева, сразу обозначая тесноту пространства и создавая атмосферу типичной коммунальной квартирки.
Спектакль – не первая постановка Игоря Болдышева в Доме Актёра. Предыдущая работа «Телефон доверия» покорила сердца воронежских зрителей своей лёгкостью, лиричностью и тонким юмором. Однако многие знают Болдышева по репертуару Воронежского Академического Театра драмы им. А.Кольцова, где он с 2012 года выступает не только как актёр, но и в роли хореографа и режиссёра.
В отличие от постановки пьесы «Квадратура круга» в других театрах страны, Игорь Болдышев убрал второстепенных персонажей пьесы, сфокусировав внимание зрителей лишь на четырёх героях: Васе, Люде, Гоше и Тоне (в спектакле задействованы актеры воронежских театров Дмитрий Гусев, Милена Хорошко, Николай Байбаков и Елена Симанович). Как нам показалось, посторонние лица в постановке и не нужны: эти две пары полностью занимают собой пространство сцены, приковывая внимание зрителей к себе.
Команда «Антрепризы» использовала пространство Дома Актёра на максимум, создав нужную глубину: узкий проход между первым рядом и сценой послужил коридором с «перегоревшей лампочкой», где герои будут ходить ещё не один раз во всевозможных состояниях. А короткая перекличка с приятелем Никоноровым из глубины зала в несколько раз усиливает эффект присутствия: зрители превращаются в соседей, любопытно подглядывающих за жизнью молодых пар сквозь картонные коробки. Здесь и развернётся любовная история о семейных ценностях.
Оформлению хочется уделить особое внимание – послесвадебная жизнь пар разворачивается в очень просто обставленной квартире без намека на уют. Когда открывается занавес, зрители вместе с ошарашенной Людмилочкой (Милена Хорошко) рассматривают семейный уголок, который представляет собой нагромождение пыльных коробок разного размера и лавку «с Патриарших». Где-то в зале шепчут: «Типичный мужчина. Им большего и не надо, и так хорошо». А вот Людмилочка отчаянно не согласна на такие условия. Она по-хозяйски заставляет мужа прибраться и совсем скоро добавляет в квартиру уюта портретами своих котов. При совершенном минимализме декораций задача актёров становится сложнее, ведь нужно внести те самые краски своими эмоциями и игрой. Сделать так, чтобы без изменения декораций сцена превратилась из холодной площадки в уютный семейный очаг, где разворачиваются мелкие бытовые ссоры, происходит осознание семейных ценностей. И у команды «Антрепризы», на наш взгляд, это прекрасно получилось.
Постановщик Игорь Болдышев вместе с актёрами облекли пьесу в форму современного театра с видео-фрагментами, остроумными шутками и модными фразами вроде «зона ответственности» или «дофаминовая зависимость». А желание Васи «навизуализировать» газовую плиту и вовсе кажется хлёсткой претензией в адрес современных мужчин, предпочитающих добиваться чего-то словом, а не делом.
Действие в сценографии спектакля постоянно перемещается с основной сцены на видеопроекцию, как бы разделяя внутренние и внешние переживания героев. Своеобразный дневник чувств пары так и назвали: «Квадратура круга», как бы намекая на нерешаемую задачу. Постоянное перемещение внимание зрителей со сцены на экран позволило сделать спектакль ещё более динамичным. Некоторые сюжетные эпизоды вынесены за пространство сцены. Но здесь, вопреки современным тенденциям, режиссёр не заставляет зрителей додумывать, а показывает действие на экране, вынося на поверхность внутренние переживания героев. Однако самые важные эпизоды и признания происходят на сцене: первая ссора новобрачных, попытка кражи чужого имущества в виде колбасы и осознание героями своих чувств к другому.
Жёны Тоня (Елена Симанович) и Люда (Милена Хорошко) с первого появления подсказывают зрителям, что жизнь в квартире будет несладкой. Настолько хорошо передана полная противоположность характеров, что на фоне такого контраста мужья уходят на второй план. Интересы девушки тоже преследуют разные: если Тоня находит решение любой проблемы в чтении, то Людочка – персона яркая, страстная, которой просто жизненно необходима романтика и забота о ком-то.
Несомненно, больше всего внимание зрителей привлекает в этом спектакле персонаж Милены Хорошко, которая так остро и эмоционально реагирует на происходящее. Людмилочка быстро превращается из милой девушки (какой она кажется в первые минуты спектакля) в строгую хозяйку, заставляя мужа фиксировать в блокнот все её поручения. Под напором такой стервозной женщины, как Людочка, только смелый не станет убираться. Милена Хорошко отыгрывает свою роль на максимум, закатывая шумные истерики мужу и соседям по мелочам. Она поражает своей харизмой и конечно, заразительным заливистым смехом; кажется, что роль была написана специально для неё. Получился типичный образ истеричной женщины, которая тем не менее, очень ранима. Ведь обычный отказ Василия попить молока воспринимается девушкой как целое предательство, выступает альтернативой фразе «я тебя не люблю». Кто бы мог подумать, что истинное счастье и идеал мужа для Людмилочки окажется настолько близко.
Отношения двух пар развиваются похожим образом – всего за несколько дней молодожёны от, казалось бы, идеальной любви доходят до полного непонимания. В линии взаимоотношений Васи и жены его друга Тони мы ещё в начале спектакля чувствуем подвох, когда зрителям намекают, что молодые люди были знакомы и до переезда Тони. Для тех, кто эту связь не уловил, позже персонажи говорят об этом прямым текстом, вспоминая, как «сидели на Воробьёвых горах и читали Куприна». А вот Людмила с Гошей встречаются впервые, но достаточно быстро находят друг в друге, кажется, тот самый идеал.
По ходу действия «чужие» жёны и мужья становятся всё более похожи друг на друга, мы видим это в параллельных действиях героев. Постановщик задаёт зрителям задачку на внимательность, как бы заставляя сопоставить характеры персонажей, их интересы, жесты, способы реагирования на конфликт. А вот «изначальные» молодожёны не состыковываются в самых обычных вещах: Василий, которому «органически противны коты», разбивает такими заявлениями Людочке сердце. Зато совсем рядом, в одной квартире, находится человек, которому так хочется заботы и ласки, хочется стать чьим-то котёнком. Гоше, оказывается, нужна жена не только умная, но и хозяйственная. Ведь, как он считает, счастливого брака не выйдет, если «ни один в паре не умеет чистить картошку», а книгами сыт не будешь. Принимает свою ошибку в выборе жены Гоша в тот момент, когда сдаётся и протяжно говорит «мяу», вызывая бурную реакцию зала.
Конечно, осознание истинного идеала вызывает в героях бурю размышлений. Ведь, как было верно подмечено актёрами, «неправильно строить личное семейное счастье на базе личного несчастья товарища». Но во всех случаях есть исключения. И если эти исключения добровольны и основаны на настоящей любви, то нужно слушать сердце.
Моментами напряжённую обстановку пьесы разбавляет непринуждённая музыка и «пританцовывания» главных героев, а победный танец оставленных мужчин «Ушла» и вовсе вызывает волну смеха в зале, возвращает зрителя к комедии.
Уютный спектакль о так хорошо знакомых многим людях и ситуациях, где бытовые вопросы «Этично ли красть колбасу?» перетекают в более волнующие: «Этично ли любить другого?». Местами трогательная, абсурдная, но по-семейному тёплая и поучительная комедия о жизни зрителями была принята прекрасно. Аплодисменты перемешивались с громкими выкриками «мяу», а после спектакля зрители ещё долго обсуждали постановку, искали себя в персонажах, думали, к какой же паре близка их семейная жизнь и со смехом вспоминали молодые годы в общежитии.
Текст: Анастасия Ненашева
Фото предоставлены Игорем Болдышевым