Главные вкладки

26 января
2023

Лекция М. Н. Недосейкина «Пустыня во французской литературе: сюжетная декорация или сакральное место» (в рамках проекта «Учимся учиться и учимся учить», приуроченного к Году педагога и наставника в России)

никитинскаябиблиотека
воронеж
лекция
культура
волонтерыкультуры
нашаистория

26 января 2023 года в отделе естественнонаучной и технической литературы Воронежской областной универсальной научной библиотеки им. И. С. Никитина состоялась лекция «Пустыня во французской литературе: сюжетная декорация или сакральное место». Спикером выступил Михаил Николаевич Недосейкин, кандидат филологических наук, доцент филологического факультета ВГУ. Лекция продолжила цикл встреч«Естественные и точные науки в культурологическом аспекте», который проходит в рамках проекта «Учимся учиться и учимся учить», приуроченного к Году педагога и наставника в России.

В ходе лекции было доказано, что во французской литературе тема пустыни представляется писателями в перманентном противоборстве двух полюсов – вымышленного и реального: априорные книжные знания о пустыне вступают в столкновение с пустыней действительной. И если в XVIII и XIX веках воображение побеждает (Вольтер, Шатобриан, Флобер), то в XX веке многие авторы (Сент-Экзюпери, Леклезио) уже сознательно стремятся сломать сформировавшийся канон и принадлежащий ему репертуар штампов, касающихся пустыни.

Так Франсуа Рене де Шатобриан даёт яркие образцы своего рода «повторного путешествия» или же «культурного аудита»: он как бы сравнивает знания, полученные из книг, с видимой реальностью и убеждается, что в общих чертах «всё на своих местах». Жерар де Нерваль демонстрирует другую крайность этого метода: ему присуще дезавуирующее (разоблачительное) описание пустыни, то есть его «культурный аудит» заканчивается разочарованием – всё не на своих местах и всё не похоже на восторженные книжные описания предшественников.

Тогда как Антуан де Сент-Экзюпери в произведении «Планета людей» наглядно демонстрирует уже дезавуирующее воздействие самой пустыни на человека: в сердце Сахары исчезают все социальные различия между людьми и они возвращаются как бы к первоосновам бытия. В то время как Жан-Мари Гюстав Леклезио в своём романе «Пустыня» представляет пустыню как земное отражение небесной сферы (люди пустыни живут под звёздами) и пространство без языка (люди пустыни не доверяют словам), что и является источником имманентного свободного духа, присущего этому топосу.

После лекции между зрителями и спикером состоялся интересный, глубокий и в меру весёлый разговор. В этот раз подарков за лучшие вопросы было сразу два. Екатерина получила роман Жана-Мари Гюстава Леклезио «Пустыня». Виктории досталась книга статей Антуана Компаньона «Лето с Бодлером».