Главные вкладки
2023
Концертная программа студентов ВГИИ по классу фортепиано преподавателя С.А. Фролова
15 января в Специальной городской библиотеке искусств им. А.С. Пушкина состоялось выступление студентов Воронежского государственного института искусств. Ими были представлены произведения таких известных композиторов как Клод Дебюсси, Фридерик Шопен, Людвиг ван Бетховен, помимо знаменитых композиций этих авторов, были исполнены и произведения, написанные Сергеем Эдуардовичем Борткевичем - композитором с насыщенной биографией и малоизвестным обывателю. Родился он в Харькове в семье польского дворянина-землевладельца Эдуарда Борткевича. Его мать, Софья Казимировна (в девичестве Ушинская) избиралась почетным председателем харьковского отделения Императорского Российского музыкального общества. Несмотря на тягу к музыке, отец не желал сыну артистической карьеры и настоял на поступлении в университет. Сергей Борткевич одновременно учился на юридическом факультете и в Петербургской консерватории по классу фортепьяно.
В 1900 году он уехал учиться в Лейпциг к Альфреду Райзенауэру - ученику Листа. Уже в 1904 году Сергей Борткевич стал профессором Берлинской консерватории Клинворда-Шарвенки. Будучи человеком большой культуры, широко образованным и честолюбивым, Сергей Борткевич создал ярко индивидуальные произведения, которые ценятся наряду с творчеством Сергея Рахманинова, Густава Малера и Микалоюса Чюрлениса.
С началом Первой мировой войны композитора высылают в Россию. В годы гражданской войны Сергея Борткевича несколько раз арестовывали представители новой власти, и он был вынужден эмигрировать в 1920 году в Константинополь.
В 1922 году он поселился в Вене, где и прожил до конца своих дней. Все годы он продолжал сочинять, несмотря на то, что часто находился в крайне затруднительном бытовом и финансовом положении. Помимо музыки, Сергей Борткевич перевёл на немецкий язык переписку Петра Ильича Чайковского и его покровительницы и близкого друга - Надежды фон Мекк, опубликованную в 1938 году в Лейпциге (нем.: "Die seltsame Liebe Peter Tschaikowsky’s und der Nadjeschda von Meck").
Музыкальное наследие Сергея Борткевича насчитывает 74 опуса. Среди крупных его произведений - две симфонии, три фортепианных концерта, скрипичный и виолончельный концерты. Специалисты отмечают, что его композиторский стиль характерен для романтической традиции русской фортепианной школы, находится под влиянием Чайковского и практически не затронут музыкальными течениями XX века.
Также, слушателям на концерте была представлена «Песня для фортепиано» op.8 n.3 Des dur авторства сестры великого композитора Феликса, Фанни Мендельсон. Она является автором трех органных прелюдий, драматической пьесы для сопрано и оркестра «Геро и Леандр», фортепианного и струнного квартетов, нескольких кантат, вокальных сочинений на стихи Гёте, Гейне, Ленау, Ламартина и других поэтов-романтиков, лирических пьес для фортепиано, среди которых наиболее известен цикл из 12 миниатюр «Год». По одной из версий, Петр Ильич Чайковский, был так вдохновен этим циклом, что под его влиянием сочинил свои «Времена года».
Наряду с Кларой Шуман и Луизой Фарранк, Фанни Мендельсон - наиболее известная среди женщин-композиторов XIX века.
В результате концерт познакомил слушателей с музыкальным наследием как известных авторов, так и менее известных, но от этого не менее талантливых композиторов.
Текст и фото Владислав Ходаковский