Главные вкладки

26 июня
2024

Концерт заслуженного коллектива академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии прошёл в Воронежском концертном зале

Платоновскийфестивальискусств
воронеж
концерт
культура
афиша

16 июня 2024 года в рамках Платоновского фестиваля искусств на сцене Воронежского концертного зала состоялся Концерт заслуженного коллектива академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии. Ведущим мероприятия выступил Бронислав Табачников. Дирижёр — Николай Алексеев, являющийся главным дирижёром Санкт-Петербургской филармонии, народным артистом России.

Николай Алексеев окончил Ленинградское хоровое училище имени М.И. Глинки, Ленинградскую консерваторию по специальностям «хоровое дирижирование» у А. Михайлова и «оперно-симфоническое дирижирование» у А. Янсонса. Кроме того, он стажировался в Кировском (Мариинском) театре под руководством Ю. Темирканова. Творческая деятельность музыканта чрезвычайно насыщенна: он возглавлял оркестр Загребской филармонии, выступал за пультом Академического симфонического оркестра Московской филармонии, Большого симфонического и Российского национального оркестров, работал с такими зарубежными коллективами, как Королевский оркестр Концертгебау, филармонические оркестры Роттердама, Дрездена, Штутгарта и Копенгагена, Берлинский и Балтиморский симфонические оркестры, Королевский Ливерпульский филармонический оркестр, Шотландский симфонический оркестр «Би-би-си и New Japan Philharmonic».

Солист концерта - Илья Козлов (скрипка). Он является стипендиатом фонда «Новые Имена» (Москва, 1991), международного фестиваля «Виртуозы 2000 года» в Мариинском театре (Санкт-Петербург, 1992). Помимо этого, музыкант был отмечен почётной грамотой на фестивале «Premio Mozart», театр Аррига в Бильбао (1994). В 1997 году на международном юношеском конкурсе им. П.И. Чайковского он был удостоен премии за лучшее исполнение пьесы Чайковского. Илья Козлов принимал участие в международных фестивалях Валерия Гергиева (Роттердамская Филармония, 1999), «Музыкальный Олимп» в Санкт-Петербурге, «Usedomer Music Festival» в Германии, «Северная лира», «Площадь Искусств», «Звёзды белых ночей», «Музыкальная коллекция» и других.

Старейший симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии России, который в сезоне 2022/2023 отметил свое 140-летие, начал свою историю в 1882 году. За всё время существования оркестр сумел встать в один ряд с известнейшими мировыми музыкальными коллективами. В насыщенную гастрольную деятельность оркестра последних лет вошли концерты в парижском Театре Елисейских Полей, венском Музикферайне, в Старой опере Франкфурта и не только.

В концерте прозвучала, по словам маэстро, русская музыка первой половины XX века — эпохи, в которую жил и творил писатель Андрей Платонов. Прозвучали сочинения Римского-Корсакова, Глазунова и Шостаковича, солистом выступил артист оркестра, лауреат международных конкурсов Илья Козлов. Репетиция оркестра перед концертом прошла в открытом формате. «Это хорошая идея, обычно на такие репетиции приходят те, кто не смог купить билет или не может быть на концерте по какой-то иной причине, приходят музыканты, коллеги», — добавил Николай Алексеев.

Интересно выстроенная программа имеет скрытую последовательность: композиторы выстроены по рангу «учитель – ученик»: Римский-Корсаков был учителем Глазунова, а Глазунов, в свою очередь, педагог, который в годы послереволюционной разрухи поддержал юного Д. Шостаковича. Невероятное удовольствие для меня было наблюдать за дирижёром, который продемонстрировал мастерство управления оркестром мельчайшим движением пальцев и кистей рук, благодаря чему оркестр ощущался как единый организм.

Впечатления от концерта созвучны словам Бронислава Табачникова:

Так исчезают заблужденья

С измученной души моей,

И возникают в ней виденья

Первоначальных, чистых дней.

«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». При первом же обращении к сюжету будущей оперы в сознании композитора оказались неразрывно связаны две разные народные легенды — о невидимом граде Китеже и о святой Февронии Муромской. Чутьё автора уловило в них нечто существенное, что объединяло их. Для меня Римский-Корсаков является композитором-сказочником, при прослушивании его опер представляется древняя сказочная Русь, богатыри. Поражает точная звуко-изобразительность: например, когда птички отвечают Февронии — слышно, как высокие духовые имитируют птиц. А в знаменитой «Сече при Керженце» — чётко слышны ритм скачки и противостояние русской и татарской мелодики. Его характерные гармонии узнаются с первой ноты. Для меня «Сказание...» словно магический кристалл, в котором можно видеть будущее, причём вероятное и разное, в зависимости от настроя смотрящего.

Концерт для скрипки с оркестром ля минор ― одно из самых популярных музыкальных сочинений Александра Глазунова. Будучи написанным в 1904 году, концерт был посвящён скрипачу Леопольду Ауэру, который и исполнил его премьеру в программе Русского музыкального общества в Санкт-Петербурге 15 февраля 1905 года, дирижировал автор. Солист и оркестр не соперничали между собой, а выступали в тесном взаимодействии: лёгкий и прозрачный по звучанию оркестр поддерживает солиста или продолжает развитие изложенных им тем. Необычной для Глазунова протяжённостью и песенной широтой дыхания отличается тема главной партии первой части, излагаемая скрипкой на фоне ровного аккордового сопровождения кларнета и фагота, а затем группы смычковых. В письмах к своему другу и наставнику Римскому-Корсакову композитор не раз писал о собственных переживаниях: «Хотя я ежедневно думаю о своем скрипичном концерте, но вырабатывается он туго, и я ещё не успел достаточно сосредоточиться в своих мыслях <…> Много он мне причиняет муки».

Симфония № 5 ре минор — симфония Дмитрия Шостаковича, созданная в период между апрелем и июлем 1937 года. Впервые исполнена 21 ноября 1937 года в Ленинграде, Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского. Работа имела огромный успех, и, по словам Мстислава Ростроповича, получила овации со слезами на глазах, длившиеся, по крайней мере, 40 минут.

Симфония №5 Д.Д. Шостаковича - символ судьбы человека в тоталитарном государстве. В то время композитор писал о своём произведении: «Тема симфонии - становление личности». Богатство музыкального содержания симфонии захватывает слушателя с первой же части и держит его в радостном напряжении до финала. Как только прозвучал первый аккорд, все буквально замерли и как - будто не дышали: невозможно противостоять силе этой музыки, она подчиняет и не отпускает тебя до самого конца.

Аплодисменты не умолкали минут пять, и оркестр на бис исполнил Вальс маскарад Хачатуряна.

Текст – Феодора Буйнова

Фото – Андрей Парфёнов