Главные вкладки
2016
Концерт "Мир музыки – таинственный и вечный"
Музыкальная гостиная "Импровизация" областной библиотеки имени И.С. Никитина приглашает на концерт артистов лектория Воронежской филармонии, который состоится 7 февраля 2016 года в 15 часов по адресу: пл. Ленина, д. 2, 4-й этаж, лекционный зал.
В 2016 году австрийскому композитору, капельмейстеру, пианисту, скрипачу, органисту, педагогу Вольфгангу Амадею Моцарту исполняется 260 лет. Его имя стало символом самой музыки. "Невероятная гениальность возвысила его над всеми мастерами всех искусств и всех столетий" (Р. Вагнер). В 3 года, услышав игру своей сестры на клавесине, он был навсегда покорён музыкой. В 4 года его отец-музыкант начал обучать сына игре на клавире. В 5 лет мальчик уже сочинял маленькие пьесы и свободно играл на фортепиано, скрипке, органе. К шести годам это был уже музыкант-виртуоз. Отец Вольфганга, Леопольд Моцарт, желая своему необычайно одарённому ребёнку лучшей участи и обеспеченной жизни, решил устроить концертное турне по городам Европы. Шестилетний музыкант, вместе с отцом и сестрою, отправляется в музыкальное путешествие с надеждой завоевать европейский мир. Мюнхен, Вена, Париж, Лондон, Гаага, Амстердам… – везде юного артиста сопровождал триумфальный успех. Его называли "чудом XVIII века". Современников мальчика также поражали его феноменальный музыкальный слух, память и способность к импровизации. В Париже им были написаны первые сонаты для скрипки с фортепиано, в Лондоне – симфонии, исполнение которых придало его концертам ещё большую славу. В 11 лет Моцарт создал свою первую оперу. В 14 лет, по замыслу отца, Вольфганг должен был покорить уже Италию своим исполнительским искусством и, таким образом, непременно добиться для себя достойного места в жизни. Итальянцы сумели в полной мере оценить необыкновенный талант четырнадцатилетнего музыканта, который проявил себя ещё и в качестве дирижёра, и певца-импровизатора. "От Миланского театра [В. Моцарт получил] заказ на новую оперу “Митридат”, и в том, как её приняли миланцы, прозвучало уже не только беспримерное удивление “чуду”, но и уважение к профессионалу".
Казалось, у В.А. Моцарта всё складывалось удачно. Европейское признание его заслуг, как музыканта и композитора, должно было дать ему устойчивое и обеспеченное материальное положение, но, увы, этого не случилось. Он был слишком чистосердечен и нераболепен, недостаточно энергичен и предприимчив, им владела бесконечная тяга к свободе – все эти качества, отягощённые его гениальностью, обрекали Моцарта на скитания и нищету, и только его оптимистическое активно-действенное восприятие мира помогало жить и творить. Судьба отпустила ему всего 35 лет жизни. За этот небольшой жизненный срок он создал более 600 произведений в различных жанрах, и во всех жанрах достиг небывалых вершин. Ему удалось осуществить настоящий переворот в опере, "смешав различные оперные жанры, где, как в самой жизни, трагическое сочетается с комическим, великое с ничтожным. Он наделил героев реальными человеческими качествами, перенеся сценическое действие из речитативов (как это было до него) в арии и ансамблевые сцены".
Музыкальная гостиная "Импровизация" и лекторий Воронежской филармонии посвящают 260-летию В.А. Моцарта концерт "Мир музыки – таинственный и вечный". Лектор-музыковед, лауреат всесоюзного конкурса Галина Склярова в своём рассказе о многоликом гении мировой музыки коснётся лишь тех страниц его жизни и творчества, которые связаны с созданием бессмертных оперных шедевров – "Свадьбы Фигаро" (ещё одна юбилейная дата – 230 лет со дня 1-ой постановки) и "Волшебной флейты". В этих операх "величайший драматург Моцарт предстанет перед нами проницательнейшим, неподкупным и беспощадным наблюдателем людских страстей. Его музыка обнажает тайны сердца, которые так прекрасно знал Моцарт-человек". Вместе с этими двумя творениями зрелого мастера Г. Склярова представит оперу 12-летнего Вольфганга "Бастьен и Бастьена". Арии, дуэты, вокальные ансамбли из опер прозвучат в исполнении певцов А. Акберовой, Г. Леоновой, Е. Наркевич, Н. Пастуховой, А. Попова, Я. Сафроновой, М. Шабанова и концертмейстеров Е. Алышевой и Е. Уваровой. Украшением концерта станут "Аллилуйя" для голоса и фортепиано, увертюра к опере "Бастьен и Бастьена" (фортепиано) и знаменитый "Турецкий марш" в исполнении В. Головина (балалайка).
Вход свободный.
Левина Елена Ивановна