Главные вкладки

17 сентября
2020

Камерный театр изобразил знаменитый «Плот Медузы» языком танца

платоновский фестиваль спектакль танец хореография камерный театр

К Платоновскому фестивалю искусств танцевальная труппа Воронежского Камерного театра подготовила спектакль «Плот медузы». Создал постановку один из самых талантливых и смелых молодых хореографов России Павел Глухов. Его первую работу в Камерном — спектакль «Зеркало» — публика встретила с большим интересом.

«Плот Медузы» представляет собой хореографическую версию известной картины художника Теодора Жерико, на которой запечатлен один из самых жутких эпизодов в истории Франции. В 1816 году 147 пассажиров и членов команды фрегата «Медуза» спасались с потерпевшего крушение корабля на самодельном плоту. Вскоре капитан и офицеры, буксирующие плот на лодках, бросили людей на произвол судьбы, и несчастные 12 дней без еды и воды дрейфовали в открытом море. К моменту спасения на плоту в живых осталось только 15 человек. Кто-то умер от голода, кого-то убили в борьбе за лучшее место и пищу, многие покончили с собой.

«Для меня «Плот Медузы» — модель общества в миниатюре. В спектакле мы делаем попытку проанализировать эту модель, работаем с разнообразными архетипами личности. Каждый человек здесь, как и в реальном социуме, занимает какую-то роль: кто-то сильный, кто-то слабый, кто-то хитрый, а кто-то простой. Как они проявляют себя?» — рассказывает Павел Глухов. На вопрос о выборе идеи спектакля, номинант «Золотой Маски» и лауреат премии СТД РФ «За лучшую работу хореографа» отвечает, что обычно вдохновляется самой жизнью и предпочитает разрабатывать новые, незнакомые темы, чтобы не стоять на месте.

В спектакле заняты десять человек. У персонажей есть прототипы в реальной истории, но все образы были доработаны исходя из особенностей и характеров самих танцовщиков. Сценография постановки и музыкальное оформление, обходясь самым минимумом средств (белый круг занавеса, лаконичные видеопроекции, ветер, скрип досок плота), магическим образом погружают зрителей в атмосферу бескрайнего моря – то шторма, то штиля, то затягивая в самые глубины.

Как все это выглядит на сцене? Красиво, зрелищно, местами завораживающе. Павел Глухов умеет удивлять. Иногда я ловила себя на мысли, что вот она – лучшая сцена спектакля. Но следующая – совершенно другая по настроению и танцевальному рисунку – влюбляла в себя еще больше. В постановке нашлось место и проникновенному соло, и прекрасным дуэтам, и зрелищным массовым танцам, и акробатическим номерам. При этом саму хореографию, особенно в начале спектакля, нельзя назвать красивой в привычном смысле, движения чаще порывистые, быстрые, отражающие эмоциональный накал истории. В спектакле очень много чувств, самых разных: страх, грусть, надежда, веселье, отрешенность, злость, любовь, ревность, потеря. Каждый герой переживает эту драму по-своему, каждый выживает, как может – не только физически, но и в духовном плане, человеческом.

Самая колоритная и запоминающаяся часть спектакля – это, безусловно, танец золотых рыб, настоящее визуальное удовольствие, уносящее в мир фантазий и снов. Заканчивается постановка восьмиминутным танцем, который, по задумке режиссера, погружает зрителей в транс, успокаивая после пережитых эмоциональных потрясений. Как и картина Жерико, ставшая символом романтизма в живописи, спектакль «Плот Медузы», оставляет яркое послевкусие и рождает в голове невольные мысли о природе человека, его силе и слабости, о собственных поступках и современном обществе.

Текст – Елена Цапович, фото – Андрей Парфенов